Репинский Косма Григорьевич - Пензенская Духовная Семинария. Историческая записка. (1901г.)




reshenie-pedagogicheskogo-obrazovaniya-administracii-soveta-mou-oosh-28.html
reshenie-pererisuem-dannuyu-v-zadanii-shemu-s-uchetom-napravleniya-istochnikov-eds.html

Репинский Косма Григорьевич

, выпуска 1817 г. По окончании курса в семинарии одним из лучших студентов, взят был, по рекомендации ректора архим. Аарона, Пензенским губернатором, графом М. Сперанским в его канцелярию и с тех пор находился при Сперанском неотлучно до самой смерти последнего, т.е. в продолжение 22 лет. В начале 60 гг. был возведен в звание сенатора и состоял во втором отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Протоиерей Островидов

Феодор Петрович

, вып. 1817 года. Сорока - восьмилетняя служебная деятельность его посвящена была родной епархии. По окончании курса, он рукоположен был во священника к соборной церкви г. Сердобска. Преосв. Амвросий I, прибыв на Пензенскую кафедру, скоро узнал и оценил дарования свящ. Островидова и в начале 1822 года перевел его в кафедральный собор г. Пензы. Здесь молодой пастырь с самых первых шагов своей службы стал на виду у всего епархиального духовенства. Проходя разные должности, исполняя временные поручения, о. Островидов всюду являлся убежденным, энергичным деятелем. С светлым, проницательном умом в нем соединялось редкое благородство души, что снискало ему глубокое уважение не только среди духовенства, но и в прочих слоях общества. У всех семи Преосвященных, при которых о. Островидов служил, он пользовался особым доверием и отличиями. Скончался 15 апреля 1865 г.

Примеров

Василий Григорьевич

, вып. 1824 года. По окончании курса в Московской духовной академии, третьим магистром, в течение девяти лет (1828— 1837 г.) был в ней профессором. В 1887 году вышел из академии и поступил в Московский опекунский совет, где окончил службу помощником дирек­тора.

Архиепископ Антоний

(в мире Смолин, Петр Сергеевич), вып. 1828 года, магистр восьмого курса Московской духовной академии. Пострижение принял еще на академической скамье, По окончании курса, в течение 25 лет проходил должности инспектора и ректора в четырех семинариях (в Ярославской и Вифанской — инспектор, в Рязанской и Орловской— ректор). В В 1858 году хиротонисан в епископа Одесского, викария Херсонской епархии, в 1859 г. переименован Новомиргородским. В 1862—1868 годы управлял Пензенской епархией; отсюда переведен был в Пермь, где возведен был в сан архиепископа. В 1876 году уволен, за слабостью зрения, на покой в Московский Данилов монастырь и здесь в том же году скончался. Преосв в. Антоний отличался пламенной энергией и всюду заявил себя полезным деятелем. Отвергшись, по заповеди Христовой, от себя, он жил и неутомимо работал для блага общественного. Ради последнего он не только забывал о личном спокойствии, но нерадел даже о здоровье своем. В жизни и деятельности сего Архипастыря питомцы нашего заведения могут иметь светлый образ истинного служителя Христова.

Прот. Бурлуцкий Яков Петрович

, вып. 1840 г. В 1844 году окончила курс в Московской духовной академии магистром и в течение 41 года служил в родной семинарии: сначала профессором, а затем 12 лет инспектором. Яков Петрович был натура недюжинная и сумел бы заявить себя на боле высоком служебном посту и на более обширном поприще деятельности. Отличаясь глубоким умом, он вместе с тем обладал твердой волей и непреклонностью в достижении целей. Время его инспекторства кончилось не особенно давно, и все помнят, что это был образцовый инспектор: порядок в семинарии держался не только личным присутствием, а даже одним именем Бурлуцкого. Служа в семинарии, он был и редким епархиальным деятелем: по его инициативе и благодаря его энергичной заботливости, учреждено Общество взаимного вспомоществования духовенства Пензенской епархии; самое серьезное в деятельное участие он принимал по устрой­ству свечного завода; им же положено начало изданию „Пензенских Епархиальных Ведомостей". Вместе с сим у Якова Петровича оставалось время и на литературные занятия; его статьи, помещенные в Епарх. Ведомостях, принадлежат к лучшим трудам, напечатанным на страницах местного епархиального органа. Служба его в качестве городского общественного деятеля должна занять одно из почетных мест в будущем историческом исследовании самоуправления г. Пензы. Скончался в 1887 году.

Ильминский, Николай Иванович

, действ, статский советник, вып. 1842 года. Студент I курса Казанской духовной академии, гдe окончил курс 2-м магистром и оставлен был профессором. С 1861 года он, кроме того, состоял профессором Казанского университета. В обоих заведениях он пользовался уважением и среди студентов и среди ученых сослуживцев, как выдающийся профессор — ориенталист. С 1872 года до дня кончины (27 декабря 1891 года) состоял директором Казанской учительской семинарии. Но не этим служебным положением создалась громкая известность Николая Ивановича. Обладая изумительными лингвистическими способностями, он в совершенстве знал древние языки, язык еврейские и новейшие; на академической скамье изучил языки восточные: арабский, монгольский, татарский, киргизский и прочие их разветвления и владел всеми ими, как родным русским. Это языковедение и послужило ступенью к его славе. Получив от Бога ,,дар языков", он употребил его не столько для научных изысканий, сколько для дела живого на ниве Христовой. Николай Иванович воздвиг себе нерукотворный памятник многоплодной деятельностью на поприще просвещения инородцев не только Казанского мусульманского края, а всего громадного Востока нашего обширного отечества. Многочисленные инородческие церковные школы, устроенные по его указаниям и мыслям, составляют неувядаемый венок на его памятник, а в этом венке самые пышные цветы—учительская инородческая семинария и крещено-татарская школа, созданная в Казани его стараниями и взлелеянные его неусыпными заботами. Изданные им многочисленные переводы священных и богослужебных книг на инородческие языки из века в век будут возвещать его славу. Еще при жизни имя Н. И. сделалось известным и в главных культур­ных пунктах—и в отдаленных пустынях алтайских, якутских до Камчатского полуострова включительно, и в кибитке киргиза-кочевника — и у Монаршего престола Русского Царя. Великий государственный муж нашего времени, Обер - Прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев в своей чудной характеристике Ильминского называет его „мужем силы и правды", „светильником, от которого многие огни загорались ясным светом" и свидетельствует, что самым плодотворным делом его предшественника, Обер - Прокурора Св. Синода гр.Тол­стого и самой важной заслугой его пред Россией было то, что он уразумел и поддержал во время Ильминского. Нужно надеяться, что имя Н. И. в самом недалеком времени будет украшать одно из просветительных учреждений Пензенской епархии. Пензенская духовная семинария исполнена чувства восторга и благоговения пред памятью столь знаменитого своего питомца.

Гвоздев Иван Петрович

, выпуска 1842 годя. Окончил курс в Казанской дух. академии 3-м магистром. В 1849—1873 годы был профессором академии по гражданской истории. Скончался в 1873 году, в звании ординарного профессора. Как даровитый профессор, Иван Петрович всегда занимал выдаю­щееся положение среди ученой академической корпорации; при глубоком уме обладал незлобивым сердцем к дивной, нравственной чистотой. Личность его в „Истории в Казанской духовной академии" проф. П. Знаменского на многих страницах обрисовывается самыми привлекательными чертами.

Керский Сергей Васильевич

вып. 1850 года, Четвертый магистр V-го курса Казанской духовной академии. Ныне состоит Управляющим Канцелярий Св.Синода, в чине тайного советника. На службе при Св.Синоде—с 1858 года. Благодаря обширной учености и знанию языков, он скоро заявил себя видным чиновником, особенно в делах, требовавших ученой Подготовки. Его перу принадлежит весь отчет Обер - Прокурора Св. Синода за 1866 год и отдел о духовном просвещении в отчете за 1867 г., Имя С. В. Тесно связано с историей наших духовных школ за эпоху преобразования их по уставу 1867г.: последний, под его личным наблюдением и руководством, введен был в целом ряде семинарий и училищ. Его многочисленные отчеты о преобразованиях и по ревизиям семинарий заключают в себя целую библиотеку педагогических заметок и материалов для истории духовного образования в России. В 1886 году, при учреждении Училищного Совета при Св.Синоде, он составил инструкцию для деятельности этого Совета. И до сего времени Сергею Васильевичу делаются от Синода поручения по разрешению возникающих серьезных церковных вопросов. В духовных журналах помещен целый ряд его ценных литературных работ. Нравственная физиономия благородной, высокой души C. В. невольно запечатлевается в сердце каждого, кому хоть раз приходилось говорить с ним. Пензенская семинария не может не гордиться, имея своего питомца столь выдающимся деятелем в высшем управлении Русской Церкви, и желает Сергею Васильевичу многих лет и благоденствия.

Прот. Розов Василий Михайлович

вып. 1850 г., магистр V курса Казанской духовной академии. По окончании академического курса, был в течение 17 лет одним из видных преподавателей Пензенской се­минарии. С 1873—1882 г. состоял ректором Черниговской семинарии. Затем, перешел на службу в Киев и был ключарем Киевского кафедрального собора. Скончался в декабре 1890.

Неронов Федор Петрович

, тайный советник. вып. 1852 г. Благодаря природному уму, с одним семинарским образованием, Ф. П. достиг высокого служебного положения, какое дается немногим избранникам даже и с блестящим образованием: состоял директором канцелярии Министерства Путей Сообщения. Имя Ф. П. тесно связано с нашей семинарией и увековечено в ее истории крупным его пожертвованием в 12.000 рублей, сделанным в 1891 году для основания Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам семинарии. Благодаря его участию и деятельным хлопотам, в свое время быстро подвинулся вопрос о постройке настоящего великолепного помещения семинарии.

Прот. Масловский Стефан Васильевич

, выпуска 1852 года. По окончании в 1856 году курса Казанской духовной академии пятым магистром, в течение 31 г. служил в родной семинарии; последние 12 лет был в ней ректором; первый ректор в нашем заведении из питомцев последнего и первый ректор из протоиереев. С. В., при выдающихся умственных дарованиях, отличался редкой любовью к труду и усидчивостью в занятиях. Вместе с этим в его груди билось христиански-любвеобильное и детски искреннее сердце; руководясь в своей жизни благородными побуждениями последнего, он всегда готов был жертвовать личным благом для счастья других. Столь редкое сочетание указанных: качеств ума в сердца делало личность С. В. неотразимо привлекательной. Среди преподавателей — сослуживцев он всегда занимал почетное место. Время его ректорства составляет одну ив светлых страниц истории Пензенской семинарии. В 1887 году, при выходе Ст. Вас. в отставку, служебная корпорация с искренним сожалением расставалась с глубокоуважаемым и всеми любимым начальником. Движимая чувствами беспредельной преданности к Ст. Вас, она, в память взаим­ной, дружной работы на пользу просвещения духовного юношества, преподнесла ему драгоценный наперсный крест. Вскоре после его кончины, Пензенское епархиальное духовенство, побуждаемое благодарной памятью к мудрой отеческой деятельности бывшего своего воспи­тателя, учредило при семинарии на добровольные пожертвования стипендию его имени. Пензенская духовная семинария, поминая в своих горячих молитвах протоиерея Стефана, никогда не забудет своего выдающегося наставника и благостнейшего ректора.

Преосвященный Варсонофий

(в Mиpе Курганов Владимир Афанасьевич), вып. 1856 г., магистр XIII курса Казанской дух. академии. В академию поступил после вдовства, спустя 10 лет по окончании курса семинарии. По окончании академического курса, был помощником инспектора академии. Заем, состоял законно - учителем Казанского учительского института. В 1889 года принял монашество. Был ректором Орловской и Казанской семинарий. В 1892 году возведен в сан епископа Великоустюжского; ныне еп. Глазовский, викарий Вятской епархии.

Прот. Благоразумов Николай Васильевич

, послан в С.-Петербургскую духовную академию в 1857 г., за год до окончания полного курса в семинарии. По окончании академического курса в 1861 году 6-м магистром, назначен преподавателем в московскую духовную семинарию. В 1868 г.— законоучитель 2-й Мо­сковской мужской гимназии. С 1869 —1889. состоял ректором Московской духовной семинарии. Затем был протопресвитером Большого Успенского Собора. В настоящее время — благочинный Придворных соборов и церквей г. Мо­сквы. В духовной литературе известен статьями по канони­ческому праву. В Московской семинарии оставил по себе самые светлые воспоминания. В Москве пользуется глубоким уважением не только среди духовенства, но в в других слоях общества.

Преосвященный Иоанникий

(в мире Надеждин Иван Григорьевич), вып. 1858 года. Через пять лет по окончании курса, принял монашество. В 1876 году выступил в Московскую духовную академию. По окончании курса, был учителем Ростовского духовного учи­лища; с 1882 г.— смотрителем Задонского дух. училища. В 1885 г. определен инспектором Пензенской дух. семинарии. В 1888 г. назначен ректором Якутской ду­ховной семинарии, откуда переведен в 1891 г. на тако­вую же должность в Могилев. В 1893 году хиротонисан в епископа Уманского, викария Киевской епархии. С 1896 г. епископ Архангельский.

Керенский Федор Михайлович

, действ. статский сов., выпуска 1858 г. По окончании университетского курса, проходил разные педагогические должности в учебных заведениях Министерства Народного Просвещения. Ныне главный инспектор народных училищ в Туркестанском Kpaе.

Зимницкий Василий Григорьевич

, действ. стат. сов., допуска 1858 годя. По окончании курса Казанской академии, был преподавателем в Пензенской семинарии. В 1864 году поступил учителем сначала в Пензенскую, а потом в Старопольскую гимназию. С 1875 г. директор Вольской учительской семинарии. В литературе известен работами по русскому языку.

Веденяпин Петр Григорьевич

, действ, стат. сов., вып. 1860 г. По окончании курса Казанской академии вторым магистром, был преподавателем в родной семинарии по церковной истории. При прекрасном знании предмета, он обладал редким умением заохотить учеников с любовью и интересом заниматься у него и притом даже таким предметом, как греческий язык, который ему пришлось временно преподавать. В 1868 г. перешел па службу в Министерство Народного Просвещения. Был директором 4-й Варшавской классической гимназии. В настоящее время — в отставке.

Студенский Николай Иванович

, вып. 1864 г. Послан был в Казанскую академию, откуда с 1-го курса перешел в университет. Был профессором хирургии в Казанском университете.

Ключевский Василий Осипович

, действ. стат. Сов., доктор русской истории, член Императорской Академии Наук, в звании ординарного академика. Еще на школьной скамье своими блестящими дарованиями обращал на себя внимание начальства в учителей и был предметом удивления товарищей. В 1860 г. он вышел из высшего отделения семинарии, и напутствуемый благословением и благожеланиями Преосв. Варлаама, поступил в Московский университет. По окончании здесь курса, он оставлен, был профессором по кафедре русской истории и скоро занял почетнейшее место среди ученой коллегии старейшего из университетов. Служа в университете, Василий Осипович вместе с этим профессорствует в те­чение 30 лет и в Московской духовной академии. Беспристрастная история покажет, где его больше ценят. Кому из образованных людей неизвестно имя истори­ка Ключевского! Получив от Бога десять талантов, он постарался умножить и преумножить их. Наше сло­во слишком слабо, чтобы достойно изобразить высокие качества его ученой и профессорской деятельности. В области своей специальности он проложил новые, совер­шенно до него неведомые или едва намечаемые другими пути. Читая произведения Ключевского, не знаешь, чему дивиться: поразительной ли его эрудиции, глубине ли ана­лиза, необъятной ли широте руководящих идей или творческому изображению былых событий и лиц. Гром­кая слава о В.О., как выдающемся профессоре и ученом, дошла до Монаршего престола, и вот сын безвестного священника захолустного села Пензенской епархии, делается учителем царского сына, в Бозе почившего Наследника Цесаревича Георгия Александровича. Может ли Пензенская семинария не испытывать чувства восторга — при мысли, что ведь с ее горизонта подня­лось это великое светило современной исторической пауки, что из ее недр вышел этот дивный учитель многих тысяч русских юношей, начиная от детей простолюдинов и до сына Самодержца России.

Курганов Федор Афанасьевич

, действ. стат. сов., вып. 1866 года. По окончании курса в Казанской академии первым магистром, был оставлен при академии. Ныне доктор богословии и ординарный профессор Казанской духовной академии и Казанского университета по кафедре церковной истории. Призванный на служение высшей богословской науке, он в течение тридцати лет остается верным и неустанным ее жрецом. Прекрасное знание иностранных языков, особенно древних, дает ему возможность знакомиться с богатым церковно - историческим материалом по первоисточникам и идти в научных работах самостоятельным путем, без Поклонения излюбленным у нас в свое время немецким авторитетам; путь этот — путь исторической правды, без субъективной окраски событий и лиц. Благодаря неустанным кабинетным занятиям, Ф. А. достиг изумительной научной эрудиции и обогатил духовную лите­ратуру капитальными трудами по церковной истории. Его известные исследования относительно церкви византийской и греческой („Устройство управления в церкви королевства греческого", „Отношения между церковною и граж­данскою властью в Византийской церкви"), по полноте и обстоятельности разработки предмета, не имеют себе подобных.

Гусев Димитрий Васильевич

, вып. 1866 года, вто­рой магистр XIII курса Казанской духовной академии; был экстраординарным профессором Казанской академии; В 1894 г. скончался. Еще на академической скамье Димитрий Васильевич своими блестящими дарованиями и выдающимися работами обратил на себя внимание ректора архим. Никанора (впоследствии знаменитого архип. Херсонского), который и предызбрал его для профессорской деятельности. По окончании курса, Д. В. занял вакантную кафедру патрологии, всей душой отдался избранному предмету и в течение 24 лет неослабеваемо го рел пламенной ревностью в своему делу. Очень редко с глубокомыслием ученого и несокрушимой логикой изло­жения соединяются такое изящество слога и увлекатель­ность дикции, какими отличались лекции Д. В. Студенты невольно проникались воодушевлением любимого профес­сора, чувствовали какое-то благотворное нравственное влияние от его слова и чрез его чтения обогащались прочными знаниями из неоцененной сокровищницы свято - отеческих творений. Д. В. не менее любил студентов: тут была такая гармоническая духовная связь, какая редко встречается между учеными людьми высшего ранга и их слушателями. Горько плакала академия, провожая в холодную могилу дорогие останки того, душа которого была согрета редкой любовью и к науке и к людям. Во время жизни, по скромности и уважению к печат­ному слову, коими отличаются многие истинно – ученые люди, он мало выступал в литературе. Появившиеся в пе­чати после смерти Д. В. чтения его об отцах и учителях церкви сразу обратили на себя внимание ученых и образованных людей и вызвали целый ряд восторженных отзывов в периодических органах прессы.

Иллюстров Иакинф Иванович

, генерал-майор. По окончании полного семинарского курса в 1866 году, поступил в Константиновское военное училище, откуда выпущен был в офицерском чине и два года служил в армии. После этого продолжал образование в Военно-юридической академии. По окончании здесь курса, поступил на службу в Военно-судебное ведомство. Ны­не прокурор Казанского военно-окружного суда.

Архангелский Александр Андреевич

, вып. 1869 года. По окончании курса, некоторое время (с января 1870 года по август) был учителем церковного пения в родной семинарии. Но стремление к всестороннему изучению церковного пения побудило его оставить эти занятия и обратить внимание на самообразование. В скором времени Алекс. Анд. отправился в Петербург и здесь, путем наблюдения над пением лучших столичных хоров, а главное путем усиленной самостоятельной работы, достиг желаемых результатов. На основании выработанных взглядов на характер и особенности церковного пения, он приступил к созданию церковно-музыкальных произведений, которые обратили на себя внимание и любителей, и строгих ценителей церковного пения и заняли видное место среди произведений данного рода. Заслуги Алекс. Андр. для церковного пения весьма значительны. Он переложил с обихода для хорово­го исполнения полный круг богослужебного пения. Это переложение, сохраняя характер оригинала, вместе с тем настолько удобно для исполнения, что Св. Синод одобрил его для употребления. Стиль собственных произведений А. А. строго выдержанный, с полным соответствием характера музыки, смыслу текста. Составив себе имя выдающегося церковного композитора. А. А. приобрел громкую известность, как артист - регент. Его хор в С.-Петербурге пользуется большой популярностью и разделенный на несколько частей, поет в лучших домовых церквях столицы. Концерты Архангельского привлекают массу публики и доставляют любителям церковного пения неизъяснимое наслаждение. На этих концертах, наряду с видающимися произведениями духовной музыки, он впервые стал знакомить с такими из древних церковных напевов, из коих некоторые напр., столповой, („раскольничий") были до сих пор известны только немногим специалистам. Пред принятый А. А. с некоторых пор поездки по России оказывают ту неоцененную пользу, что дают провинциальным регентам и певцам наглядные образцы того, как должно исполнять песнопения разных стилей и школ. Все это служит ясным показателем, что в лице Александра Андреевича Пензенская семинария выпу­стила питомца, богато одаренного духовными силами и способностями. Последние, к гордости нашего заведения он посвятил на служение православной церкви, во имя которой трудятся духовные школы.

Голубев Степан Тимофеевич

вып. 1870 г., доктор богословия и ординарный профессор Киевской духовной академии и университета св. Владимира. Проходя в течении 25 лет слишком профессорскую должность, С. Т. одновременно с сим трудился над исследованием исто­рической жизни того заведения, в котором служит, и над изучением деятельности того великого мужа, забо­тами и энергией которого устроена была эта древняя школа. Обширные сочинения С. Т. о Петре Могиле, Киевском митрополите, и Киевской духовной академии, отмеченная ученой критикой и увенчанный премиями от академии наук, составляют в настоящее время украшение русской церковно-исторической науки.

Львов Дмитрий Михайлович

. В 1870 г. вышел из 4 класса семинарии и поступил в Казанский университет, где по окончании курса, был профессором. Ныне в отставке.

Архангельский Александр Семенович

вышел из 4 класса в 1874 г, и поступил в Казанский университет. В настоящее время ординарный профессор Казанского университета. Его перу принадлежит целый ряд известных ученых исследований в области истории рус­ской словесности.

Троицкий Иван Гаврилович

, вып. 1878 г., экстраординарный профессор С.-Петербургской духовной академии по кафедре библейской археологии и еврейского языка.

* * *
Само собой понятно, что наш перечень далеко не заключает в себе всех видных питомцев Пензенской семинарии, подвизавшихся и подвизающихся на разных поприщах церковной, государственной и общественной деятельности. Большая часть названных нами питомцев принадлежит к числу таких лиц, которые пользуются более или менее широкой известностью, далеко не ограничивающеюся пределами Пензенской епархии. Остальное меньшинство отмечено на основании сведений, случайно полученных уже чисто на местной почв. Мы искренно желаем и имеем твердую надежду, что последующие исследователи исторического прошлого Пензенской семинарии, при болеe обстоятельном изображении ее минувшей жизни, в значительнейшей степени пополнят и наш краткий список выдающихся лиц вышедших из стен этой духовной школы.






mpedagog.ru