repina_istoria_istoricheskoi_snania(1) Репи Л. П. История исторического зния пособие для вузов А. П. Репи, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. 2е изд., стереотип. М. Дрофа, 2006. 288 с ОГЛАВЛЕНИЕ Учебный сайт

Репи Л. П. История исторического зния пособие для вузов А. П. Репи, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. 2е изд., стереотип. М. Дрофа, 2006. 288 с




reshenie-osnovnih-inzhenernih-zadach-na-planah-i-kartah-uchebnoe-posobie-stranica-13.html
reshenie-padovskogo-selskogo-soveta-deputatov.html
ОГЛАВЛЕНИЕ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24

Репина Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / А. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 288 с.



http://abuss.narod.ru/Biblio/kukartzeva/repina0.htm (дата обращения, 07.04.2011 13:26)

ОГЛАВЛЕНИЕ



ПРЕДИСЛОВИЕ – с. 3 4

ВВЕДЕНИЕ – с. 4 4

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ – с. 8-31 8

Термины и проблемы – с. 8-10 8

Историческое сознание и историческая память – с. 10-11 10

Историческая память и забвение – с. 11-13 10

Историческая память и исторический факт – с. 13-16 12

Историческое сознание и историческая наука – с. 18 15

Объективность и достоверность исторического знания – с. 19-25 15

История как наука об уникальных и единичных явлениях – с. 25-28 19

История и социальная теория – с. 28-31 21

Глава 2. КАК ПИШЕТСЯ ИСТОРИЯ – с. 32-49 24

Исторический источник – с. 32-36 25

Событие и факт – с. 36-39 28

Хронология и периодизация – с. 39-43 31

Всеобщая история – с. 43-46 34

История и литература – с. 46-49 37

Глава 3. АНТИЧНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ: РОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ – с. 50-123 40

У истоков нового знания – с. 50-52 40

Геродот – отец европейской истории – с. 52-55 41

Фукидид: история как свидетельство очевидца – с. 55-59 43

Греческая историография эпохи эллинизма – с. 59-63 44

Греческое наследие в римских исторических сочинениях – с. 63-67 46

Жанр всемирной истории – с. 67-70 49

Историки Ранней империи – с. 70-73 52

На закате античной традиции – с. 73-74 54

Античное историческое сознание и историописание – с. 74-75 55

ГЛАВА 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ – с.77-123 57

Христианская концепция истории – с. 77-81 57

Средневековая концепция исторического времени – с. 81-85 59

Предмет и методы работы средневекового историка – с. 85-90 63

Средневековые историки и их аудитория – с. 90-97 67

Гуманистическая историография эпохи Ренессанса – с. 97-98 73

Античность в историческом сознании и историографии Ренессанса – с. 98-102 74

Секуляризация исторического сознания и приемы исторической критики – с. 102-109 77

Византийская историография – с. 109-117 83

Древнерусские исторические сочинения (XI-XVII вв.) – с. 118-123 90

Глава 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ – с. 124-152 95

Научная революция и историческое знание XVII в. – с. 124-131 95

«Философская история» эпохи Просвещения – с. 131-139 102

Теории прогресса и исторических циклов – с. 139-143 108

«Философская история»: практики историописания – с. 143-152 110

Глава 6. ИСТОРИКИ И ФИЛОСОФЫ XIX в.:
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ – с. 153-176 119

Историческая культура романтизма – с. 153-159 119

Направления романтической историографии – с. 159-165 124

Интерпретация исторического процесса в философских системах второй половины XIX в. – с. 171-177 133

Глава 7. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ второй половины XIX – начала XX в. – с. 177-205 138

Позитивизм и научная история – с. 178-183 139

Формирование историографических школ – с. 183-185 143

Дискуссии о предмете и статусе истории – с. 185-192 145

Российская историография и «русская историческая школа» – с. 192-201 151

Критический метод и принципы научного исследования – с. 201-205 156

Глава 8. ИСТОРИЯ В XX в.: КРИЗИСЫ И РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ – с. 206-241 159

Относительность исторического знания – с. 208-214 161

Экономическая история – с. 214-217 166

Цивилизационный и культурно-исторический подходы к изучению прошлого – с. 217-221 169

«Служанка идеологии» – с. 221-225 172

«Бои за историю». История как проблема – с. 225-228 176

«Новая историческая наука» – с. 228-231 179

Социальная история и историческая антропология – с. 231-239 181

«Новая локальная история» и микроистория – с. 239-241 188

Глава 9. НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ – с. 242-275 190

От социальной истории к истории социокультурной – с. 243-254 191

Что такое гендерная история – с. 254-262 201

Историческая биография и «новая биографическая история» – с. 262-268 208

Интеллектуальная история сегодня: проблемы и перспективы – с. 268-275 213

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – с. 276-277 219

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА – с.282-288 224

ПРЕДИСЛОВИЕ – с. 3



В пособии представлена картина эволюции исторического знания, формирования последнего как научной дисциплины. Читатели могут ознакомиться с различными формами познания и восприятия прошлого в их историческом развитии, войти в курс современной полемики по поводу места истории в обществе, сконцентрировать внимание на углубленном изучении ключевых проблем истории исторической мысли, особенностей различных форм историописания, возникновения, распространения и смены исследовательских установок, становления и развития истории как академической науки.

Сегодня существенно изменились представления о предмете истории историографии, модель историко-историографического анализа и сам статус дисциплины. На второй план отходит так называемая проблемная историография, акцент переносится на изучение функционирования и трансформации исторического знания в социокультурном контексте. В пособии показано, как формы познания прошлого менялись в ходе развития общества, находясь во взаимосвязи с фундаментальными особенностями того или иного типа культурной и социальной организации общества.

Пособие состоит из девяти глав, каждая из которых посвящена отдельному периоду развития исторического знания – от истоков в культуре древних цивилизаций до настоящего времени (рубеж XX-XXI вв.). Особое внимание уделяется взаимоотношениям истории с другими областями знания, наиболее распространенным концептуальным моделям исторического развития, принципам анализа исторических источников, социальным функциям истории, специфическим чертам исторического знания.

ВВЕДЕНИЕ – с. 4


В основу настоящего пособия положен учебный курс «История исторической науки», или – что точнее – «История исторического знания», содержание которого определяется современным пониманием природы и функций исторического познания.

Методологические основания курса определяются рядом идей, выдвинутых в ходе полемики о природе гуманитарного знания.

Во-первых, это констатация специфики исторического познания и относительности критериев истинности и достоверности в историческом исследовании. Относительность исторического знания предопределена рядом факторов, прежде всего исходной многозначностью трех основных компонентов исторического исследования: исторического факта, исторического источника и метода исторического исследования. Пытаясь выяснить «объективную правду» о прошлом, исследователь оказывается заложником как собственной субъективности, так и «субъективности» тех свидетельств, которые он подвергает процедуре рационального анализа. Пределы и возможности исторического знания очерчены и неполнотой сохранившихся свидетельств, и отсутствием гарантий того, что отразившаяся в этих свидетельствах реальность является достоверным образом изучаемой эпохи, и наконец, интеллектуальным инструментарием исследователя. Историк всегда, вольно или невольно, оказывается субъективен в своем толковании прошлого и его воссоздании: исследователь интерпретирует его, опираясь на концептуальные и идеологические построения собственной эпохи, руководствуясь личными предпочтениями и субъективным выбором тех или иных интеллектуальных моделей. Так, историческое знание и предлагаемый им образ прошлого всегда субъективны, частичны в своей полноте и относительны в своей истинности. Признание собственной ограниченности вместе с тем не мешает историческому научному знанию быть рациональным, обладающим собственным методом, языком и социальной значимостью.

Во-вторых, принципиальную важность имеет своеобразие предмета и методов исторического исследования, а значит, и исторического знания в целом. В процессе становления исторической науки понимание предмета и задач исследования претерпевало существенные изменения. Современная практика исторического исследования признает не только широту своего поля, но и возможность различных подходов к изучению явлений прошлого и их интерпретации. От эмпирической науки, главной целью которой было исследование событий, прежде всего политически значимых, фиксирующих вехи развития государственных образований и причинно-следственные связи между отдельными фактами, история эволюционировала в дисциплину, изучающую общество в его динамике. В поле зрения историка включен широкий круг явлений– от хозяйственной и политической жизни страны до проблем частного существования, от. изменений климата до выявления представлений людей о мире. Предметом изучения оказываются события, модели поведения людей, системы их ценностных установок и мотиваций. Современная история – это история событий, процессов и структур, частной жизни человека. Подобная диверсификация исследовательского поля связана с тем, что, вне зависимости от предпочтений конкретных исследовательских направлений, объектом исторического знания является человек, природа и поведение которого разнообразны сами по себе и могут быть рассмотрены в разных ракурсах и взаимосвязях. История оказалась наиболее универсальной и емкой из всех гуманитарных дисциплин нового времени, ее развитие не просто сопровождалось становлением новых сфер научного знания – социологии, психологии, экономики и др., но было связано с заимствованием и адаптацией к собственным задачам их методов и проблематики. Широта исторического знания вполне оправданно вызывает сомнения исследователей в правомерности существования истории как самодостаточной научной дисциплины. История и содержательно, и по форме рождалась в интегральном взаимодействии с иными сферами изучения действительности (географией, описанием народов и пр.) и литературными жанрами; конституировавшись в качестве особой дисциплины, она вновь оказалась включена в систему междисциплинарного взаимодействия.

В-третьих, историческое знание не является ныне и никогда не было ранее, с момента своего становления, феноменом чисто академическим или интеллектуальным. Его функции отличаются широким социальным охватом, так или иначе отражаются в важнейших сферах социального сознания и социальных практик. Историческое знание и интерес к прошлому всегда обусловлены актуальными для общества проблемами. Именно поэтому образ прошлого не столько воссоздается, сколько создается потомками, которые, позитивно или негативно оценивая предшественников, обосновывают таким образом собственные решения и действия. Одной из крайних форм актуализации прошлого является анахроническое перенесение на предшествующие эпохи идеологических построений и схем, доминирующих в политической и социальной практике настоящего. Но не только прошлое становится жертвой идеологий и анахронизмов – настоящее в не меньшей степени зависит от демонстрируемого ему образа собственной истории. Историческая картина, предлагаемая обществу в качестве его «генеалогии» и значимого опыта, является мощным инструментом воздействия на социальное сознание. Отношение к собственному историческому прошлому, доминирующее в социуме, определяет его представление о себе и знание задач дальнейшего развития. Таким образом, история, или картина прошлого, является частью социального сознания, элементом политико-идеологических представлений и исходным материалом для определения стратегии социального развития. Без истории, говоря иными словами, невозможно формирование социальной идентичности и представления о своих перспективах ни для отдельного сообщества, ни для человечества в целом.

В-четвертых, историческое знание представляет собой функционально важный элемент социальной памяти, которая в свою очередь является сложным многоуровневым и исторически изменчивым феноменом. В частности, помимо рациональной традиции сохранения знания о прошлом существуют коллективная социальная память, а также семейная и индивидуальная память, в значительной степени основанные на субъективном и эмоциональном восприятии прошлого. Несмотря на различия, все типы памяти тесно связаны между собой, их границы – условны и проницаемы. Ученое знание влияет на становление коллективных представлений о прошлом и, в свою очередь, испытывает воздействие массовых стереотипов. Исторический опыт общества был и во многом остается результатом как рационального осмысления прошлого, так и его интуитивного и эмоционального восприятия.

Дидактические и педагогические цели курса определяются рядом соображений.

Во-первых, необходимостью ввести в практику специализированного гуманитарного образования курс, который актуализирует изученный ранее материал. Эта актуализация материала не просто акцентирует важнейшие информационные блоки, но и вводит в систему знания его движущий механизм – метод исследования прошлого. Знакомство с техникой исторического познания дает практическую возможность понять и почувствовать важнейшую имманентную особенность исторического знания – парадоксальное сочетание в нем объективности и условности.

Во-вторых, этот курс, демонстрируя силу и слабость исторического знания, его многоуровневость и зависимость от культурного контекста, по сути, осуществляет десакрализацию «научной картины исторического прошлого». В нем отражены координаты, обозначающие границы исторического исследования, его социальные функции и возможности влияния на общественное сознание. Можно сказать, что главной педагогической целью данного курса является пробуждение здорового скептицизма и критического отношения ко многим, казалось бы, очевидным оценкам прошлого и определениям закономерностей социального развития.

Построение курса следует логике исторического развития объекта изучения – исторического знания – от архаической древности до наших дней, в контексте общества и культуры. В курсе рассматриваются основные формы и уровни исторического знания: миф, массовое восприятие прошлого, рациональное знание (философия истории), академический историзм, историческая социология, культурология, новейшие направления исторических исследований. Задачей курса является демонстрация факта разнообразия и изменчивости форм познания прошлого в исторической и цивилизационной перспективах. Восприятие и познание прошлого, равно как и оценка его значимости для настоящего, были разными у людей античного Рима, обитателей средневековой Европы и представителей индустриального общества. Не менее существенно историческое сознание различается в культурных традициях европейской и восточной цивилизаций. Значительная часть курса посвящена анализу формирования отечественного исторического знания и прежде всего сопоставлению путей развития и механизмов взаимодействия российской и европейской традиций.

Помимо исторической, курс имеет структурную составляющую, акцентирует внимание на основных категориях и концепциях исторического знания, таких понятиях, как «история», «историческое время», «исторический источник», «историческая правда» и «историческая закономерность». В курсе показана сложная структура исторического знания, в частности дифференциация ученой рациональной традиции и массового иррационального восприятия прошлого, а также их взаимодействие. Одной из существенных является тема формирования исторических мифов и предрассудков, их укоренения в массовом сознании и влияния на политическую идеологию.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24

mpedagog.ru