Ремесло, техника и транспорт древнего египта - страница 3 Учебный сайт

Ремесло, техника и транспорт древнего египта - страница 3




reshenie-kollegii-gosudarstvennogo-tamozhennogo-komiteta-respubliki-belarus.html
reshenie-kollegii-ot-24-yanvarya-2012-goda-g-petrozavodsk-o-hode-realizacii-meropriyatij-po-snizheniyu-dolgovoj-nagruzki-byudzheta.html

СТЕКЛО


Как самостоятельный материал стекло стали использовать со времени XVII династии. Особенно распространено оно было в последующую, XVIII династию. От времени Нового царства дошли стеклянные вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Состав стекла был близок современному (силикат натрия и кальция), но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре, что облегчало изготовление стеклянных изделий. В отличие от современного оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже – было прозрачным.


В древнем Египте применяли так называемое "катанное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту.


Перед тем как изготовить какую-нибудь вещь, ремесленник брал кусок стекла и снова его разогревал. Для того чтобы сделать сосуд, мастер сначала лепил подобие такого сосуда из песка; затем эту форму облепляли мягким тёплым стеклом, насаживали всё на длинный шест и в таком виде прокатывали; от этого поверхность стекла становилась гладкой. Если сосуд хотели сделать нарядным, с узорами, то на него наматывали разноцветные стеклянные нити, которые во время прокатки вдавливались в ещё мягкие стеклянные стенки сосуда. При этом, разумеется, старались подбирать цвета так, чтобы узор хорошо выделялся на фоне самого сосуда. Чаще всего такие сосуды делались из тёмно-синего стекла, а нити брали голубые, белые и желтые.


Чтобы суметь изготовить многоцветное стекло, стекольщики должны хорошо знать своё дело. Обычно в лучших мастерских имелись старые мастера, владевшие секретами составления цветных стекольных масс. Путём опытов мастера устанавливалась различная окраска стекла, получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова, для жёлтого—окись сурьмы и свинца; марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь—чёрный; медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зелёный цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта.


Тщательно оберегали свои секреты старые стекольщики, потому что только благодаря этим знаниям ценился их труд, и славились изделия их мастерских.


ИЗГОТОВЛЕНИЕ КИРПИЧА-СЫРЦА, ПРОЦЕСС И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПИРАМИД

С появлением медных орудий труда и развитием техники обработки камня вечные жилища богов и умерших – храмы и гробницы – стали строить из более прочного материала – камня. Но дворцы, дома и крепости продолжали складывать из кирпича-сырца. Поэтому культовые и заупокойные сооружения сохранились до наших дней, а гражданские строения разрушались.


Изображение сцен формовки кирпича-сырца и строительства из него раннее Нового царства не сохранились. Однако это отсутствие компенсируется росписью в гробнице верховного сановника XVIII династии Рехмира, на которой детально изображены процесс изготовления кирпича-сырца и его кладка при сооружении житницы Амона. Полагают, что представленная в гробнице строительная площадка находилась в Луксоре или Гурне. Она была расположена возле небольшого квадратного водоема, окруженного деревьями, из которого два работника черпали воду в большие высокие сосуды с заостренным дном. Водой увлажняли ил, чтобы он лучше смешивался с соломой, смачивали его и при формовке кирпичей. На росписи видно, как двое работников вскапывают ил моты­гами и перемешивают его. Третий работник месит ногами смесь ила с соломой. Он же вместе с работниками, орудующими мотыгами, наполня­ет полученной смесью корзинки, которые на плечах переносят к формовщику другие работники. Работник, формующий кирпичи, аккуратно за­полняет мокрой смесью прямоугольную деревянную форму, снимает излишек ее дощечкой и смачивает поверхность водой. Последующей стадией работы занят другой формовщик—он одной рукой слегка похлопывает по ребру перевернутой формы, а другой приподнимает за ручку ее противоположный конец, чтобы быстро снять форму, не повредив при этом кирпич. За работой формовщиков наблюдает надсмотрщик, сидящий на глиняной скамеечке, с палкой в руке. Деревянная форма для изготовления кирпича была найдена в поселении XII в. до н. э. в Кахуне. В таких же формах изготовляют современные кирпичи-сырцы.


Процесс и техника строительства пирамид были трудоемки и просты. Строительство пирамиды начиналось с кладки центрального ядра на выровненной площадке каменного плато, для чего применяли некоторые простейшие приспособления. Ядро пирамиды окружали плотно прилегаю­щими стелами, которые оканчивались ступенями-площадками. Каменные плиты ядра укладывали горизонтальными рядами, стен — с небольшим уклоном внутрь, для достижения большей устойчивости. Кладку ядра начинали снизу, облицовку — с верхней площадки. Щели между стеной и ядром забивали щебнем и кусками оббитого камня. Кладку делали па глиняном растворе, который не отличался большой прочностью. Тщатель­ностью обработки каменных плит — обтесыванием и полировкой—добива­лись плотного прилегания их друг к другу. Археологи безуспешно пыта­лись протащить нитку между гранями смежных плит. Чтобы облегчить подъем больших каменных плит на верхние ряды кладки, сооружали наклонные насыпи из кирпича-сырца и леса-платформы. Остатки таких насыпей обнаружены в Медуме около пирамиды царя Хуни и в Гизе около пирамиды царя Хафра. Леса сооружали из коротких деревянных балок. Блоки соединялись между собой с помощью широкого выступа — шипа — л соответствующего ему паза в другом блоке. Для поднятия тяжестей при­меняли медные крюки и канаты. Чтобы поднять камни, их, возможно, помещали также на деревянные качалки, которые наклоняли и подпирали клином. Пометки, сохранившиеся па каменных блоках, свидетельствуют о том, что уже в каменоломнях делалась разметка и указывалось, куда должен быть положен данный блок. Называли также строительный объект, на который отправляли камень. Для укрепления перекрытий делали ложные своды. Нет сомнения, что составление точных планов и ориентировка пирамид предшествовали их сооружению. Для того, чтобы производить расчеты и вычерчивать планы пирамидных комплексов с храмами, подземной системой канализации и дренажа дождевой воды, некрополями и пирамидными поселениями, зодчие должны были обладать большими знаниями не только в области строительного дела, но также в астрономии, практической геометрии и гидравлике.




mpedagog.ru