Религия и наука - страница 61 48 7 33 Учебный сайт

Религия и наука - страница 61




reshenie-dannij-integral-yavlyaetsya-integralom-koshi-dlya-funkcii-metodicheskaya-razrabotka-reshenie-zadach-po-tfkp.html
reshenie-differencialnogo-uravneniya-nachalnie-usloviya-i-zadacha-koshi.html

48

, 10.— Ред.

530 Святитель Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь. С. 179–181.

531 Дневники святого Николая Японского. Запись от 24 июня 1903 года. С. 261.

532 О том, что такое монашество и зачем оно нужно, мне бы хотелось сказать словами Толкиена. Странник (Арагорн) говорит Боромиру: «Ты говорил о крепости, принимающей на себя удары Врага, но наша задача в ином. На свете немало зла, для которого ничто — крепостные стены и острые мечи. Много вы знаете о мире за границами Гондора? Там свобода, ты говоришь? Так вот, ее бы там и в помине не было, если бы не мы, северяне. Когда темные твари, которых ты и в кошмаре не видывал, вылезают из-под холмов, из темных лесов, не свобода, а страх царит на равнинах. И тогда на их пути встаем мы. Кто мог бы безопасно пользоваться дорогами, кто мог бы спокойно спать в мирных краях Среднеземья, если бы северяне-дунданы оставили свою неусыпную службу, если бы покинули этот мир? Ты говоришь, вас благодарят, но не помогают? Нам не перепадает и этого. Путники косятся, встретив нас на дорогах, селяне изощряются, выдумывая для нас прозвища. Один тол­стый трактирщик прозвал меня Колобродом, а между прочим, живет он в одном дне пути от чудищ, которых увидишь только — и обомрешь, а если такое наведается к нему в гости, от деревни и труб не останется. Но он спит себе преспокойно, потому что не спим мы. А по-другому и быть не может. Пусть простой фермер живет, не зная страха, я и мой народ все сделаем, чтобы он жил так и дальше. Для этого храним мы свои тайны, в этом видим свое назначение, покуда в мире еще год за годом зеленеет трава» (Толкиен Дж. Р. Р. Властелин колец. СПб., 1992. Ч. 1. Братство кольца. С. 297). Я не знаю лучшего комментария к знаменитому святоотеческому определению: «Монах это тот, кто в одиночестве молится за весь мир».

533 Ср.: 1 Кор.

7

, 20.— Ред.

534 «Убежден, что как раз от слабости Православия проистекают многие проблемы юного российского рынка. Православие поощряет всякий труд, в том числе и предпринимательский. Наша вера отнюдь не призывает каждого к добровольной нищете, как некоторые восточные секты. Напротив, “как может существовать общение между людьми и милосердие, когда никого не будет с достатком? — восклицал еще древний авторитетнейший церковный писатель Климент Александрийский.— Каким образом тот, кто сам ничего не имеет, насытит алчущего, напоит жаждущего, примет странника? Богатство есть орудие... Если орудие употребляют с умением и как следует, оно будет полезно”. Да, в Православии существует особый вид подвига — монашество. Но изучите историю русского монашества. Именно монахи становились первопроходцами и обживали дикие леса северо-востока Руси, где потом вокруг обителей созидались города, возникали ярмарки, строились промышленные предприятия. “Духовная энергия подвижников перековывалась в материальное богатство края”,— заметил по этому поводу протоиерей Сергий Булгаков. Но православный предприниматель не раболепствует перед тленными сокровищами, не смотрит на них как на цель своей жизни, не покупает себе замков на далеких теплых островах, он прежде всего стремится принести благо родной стране» (Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Синодального отдела по делам молодежи на открытии Cъезда православной молодежи (май 2001) (http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr105167.htm).

535 См.: Иез.

33

, 20.— Ред.

536 Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. С. 51.

537 Цит. по: Иванов С. А. Византийское миссионерство. М., 2003. С. 189

538 См.: Мф.

13

, 3–23, 38.— Ред.

539 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших (Мф.

10

, 11–14).

540 Тут накопилась изрядная путаница. Монахи нередко приходских священников называют «мирскими», тогда как с точки зрения церковных канонов именно монах, не имеющий сана, является мирянином, мирским человеком. В результате появляются диковатые тексты: «От лица духовенства, присутствующего на конференции «Православие и Россия в свете Апокалипсиса» обращаемся к Вам со смиренной просьбой… Подписи:.. монахиня Анна Белуши (Оптина); монахиня Анастасия (Курск)» (http://www.blagoslovenie.ru/client/New/189.htm)

541 Если читатель пожелает дальше размышлять на эту тему, я предложил бы ему обязательно учесть замечательную статью священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) «О единстве идеала Христова». Тогда будет понятно, что сказанное выше сказано не в укор монашеству и не ради снижения привлекательности монашеского идеала, а, напротив, для того, чтобы и «мирской карьерист» мог учитывать духовный опыт, накопленный монахами: как иметь, «не имея».

542 Вершилло Р. Игра снов (http://www.moral.ru/Igra_snov.htm). Чтобы понять рецепты, которыми Роман пытается преодолеть ужасы, в которые он сам же себя и загнал, стоит процитировать другую его статью: «А на самом деле во власти возражающего должно быть не только опровержение тех или иных ошибок. Нет. Если говорят ересь и глупость, я должен иметь право просто заткнуть рот глупцу. Вот это подлинный диалог: на произнесение отвечают затыканием» (Вершилло Р. Право на безвластие [http://www.prav-de.ru/Bezvlastie.htm]).

543 http://www.livejournal.com/users/aleatorius/152830.html

544Http://www.livejournal.com/users/aleatorius/153123.html?mode=reply.

545 Http://www.livejournal.com/users/aleatorius/152830.html.

546 Вадим Феофанов (http://www.expert.ru/forums/viewtopic.php?topic=4876&forum=133&2).

547 Нttp://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr110152.htm.

548 Здесь — выдержки из моей книги «Гарри Поттер: попытка не испугаться» (М., 2004). В этих фрагментах модная сказка выступает лишь в качестве повода для разговора об отношениях Церкви с миром мирской и даже языческой литературы.

549 Гаспаров М. Л., Ярхо В. Н. Примечания // Еврипид. Трагедии: В 2 т. Т. 1. М., 1999. С. 601.

550 Тронский И. М. Корнелий Тацит // Корнелий Тацит. Сочинения: В 2 т. Т. 2: История. Л., 1970. С. 240–241.

551 Ярхо В. Н. Примечания // Аристофан. Комедии. Фрагменты. М., 2000. С. 961.

552 Стратановский Г. А. От переводчика // Фукидид. История. Л., 1981. С. 404.

553 Борухович В. Г., Фролов Э. Д. Примечания // Ксенофонт. Киропедия. М., 1976. С. 289.

554 Ограничение было одно: «без обмана». Конечно, и это единственное ограничение торговцам порой казалось чрезмерным. «Один священник стал купцу на исповеди делать наставления. И услыхал в ответ: “Ты, батюшка, исповедуй, а уж учить нас нечего; в торговом деле и отца родного надуем, но за то и Церковь Божию не забываем” (Переписка профессора Московской Духовной Академии П. С. Казанского с А.Н. Бахметовой. Письмо от 8 февраля 1868 года // У Троицы в Академии. С. 526).

555 См.: Панченко А. М. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 93.

556 См.: Там же. С. 98 и 357.

557 «Репрессии (против скоморохов.— А. К.) первой половины XVII века — признак не силы, а слабости Церкви, которая впервые испугалась мирской культуры как способного к победе соперника» (Панченко А. М. О русской истории и культуре. С. 141).

558 См.: Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. М., 1984.

559 Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. Попытка экспертизы. М., 2003. С.12.

560 Курочка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Т. 1. С. 83. Сказка-то оказывается — об абсурде! О том, как несоизмеримы могут быть неприятности — и человеческие реакции на них.

561 Буассье Г. Падение язычества. C. 189 и 209.

562 Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. II–V века. М., 1964. С.157.

563 Послание 43. Цит. по: Вишняков А. Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. Симбирск, 1908. С. 120.

564 Святитель Григорий Богослов. Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана // Творения. Т. 1. С. 108.

565 Святитель Василий Великий. Письмо 225 (233). Амфилохию // Творения: В 6 т. Т. 3. СПб., 1911. С. 281.

566 Святитель Василий Великий. Письмо 228 (236). Амфилохию // Там же. С. 290.

567 См.: Бронзов А. А. Нравственно-безразличное и «дозволенное» // Христианское чтение. СПб., 1897, № 1. С. 121–122.

568 Юлиан. Письмо 41 // Поздняя греческая проза. М., 1960. С. 644–645.

569 Вишняков А. Император Юлиан Отступник. С. 117.

570 См.: Втор.

5

, 8–11.— Ред.

571 См.: Герье В. Блаженный Августин. М., 2003. С. 260–261.

572 Буассье Г. Падение язычества. С. 136–137.

573 Святитель Григорий Богослов. Слово 4. С. 66.

574 Там же. С. 110–111.

575 Святитель Василий Великий. Письмо 326 (335). К Ливанию // Творения. Т. 3. С. 374.

576 Либаний. Послание 731. Цит. по: Вишняков А. Император Юлиан Отступник. С. 121.

577 Святитель Василий Великий. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями // Творения: В 6 ч. Ч. 4. М., 1846. С. 345–346.

578 Стиль — заостренная металлическая палочка для письма на вощеной дощечке.

579 Например, по правилам литургию надо служить на красном натуральном вине. Но при святом патриархе Иове Московский собор разрешил для литургии использовать вишневую настойку (см.: Архимандрит Макарий (Веретенников). Примеры икономии в истории Русской Церкви // Альфа и Омега. М., 2001, № 30. С. 133).

580 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 174.

581 Домострой, 17 // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. М., 1985. С. 87–89.

582 Кекавмен. Советы и рассказы, 51 // Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI века. СПб., 2003. С. 237. И хотя своей педагогики Средневековье не дало, но оно подготовило переход к современному восприятию детства. См.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. С. 172–177.

583 Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб., 2004. С. 31 и 23. Первое издание этой книги было в 1898 году.

584 Маркиш М. Струве провозгласил независимость // Радонеж. 2000, № 17–18.

585 Первое послание Ивана Грозного Курбскому // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. СПб., 2001. С. 29. В оригинале: «Играм же — сходя немощи человечестей. Понеже мног народ в след своего пагубнаго умышления отторгосте, и того ради,— яко же мати детей пущает глумления ради младенчества, и егда же совершени будут, тогда сия отвергнут, или убо от родителей разу­мом на уншее возведутся, или якоже Израилю Бог попус­ти, аще и жертвы приносити, токмо Богови, а не бесом,— того ради и аз сие сотворих, сходя к немощи их, точию дабы нас, своих государей, познали, а не вас, изменников. И чим у вас извыкли прохлаждатися?».

586 Богушева Е. Чем бы дитя ни тешилось… М., 2002. С. 62–64.

587 Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Т. 1. С. 115.

588 При этом Мороз-Велес считался богом мудрости, творческих сил, и он особо отвечал за связь временного земного мира с миром вечным, потусторонним. Индоевропейская основа однокоренных слов мерзнуть и мороз (merg- morg-) связана с понятием изнурения, уничтожения; в русском: мор, морить, мертвый (см.: Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1994. Т. 1. С. 524). От этого корня образуется и наименование древнеславянской богини зимы и смерти — Мораны (Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 1047). «Убивая, переводя из этого мира в иной, Мороз являет силу своего чудотворения, зримо сохраняя тела, словно бы для чаемого уже христианами будущего воскресения… Сказка о двух Морозах, Красном и Синем Носе, уже с подспудным христианским переосмыслением язычества представляет Мороз как стихию одушевленную, недобрую по отношению к людям, но способную повредить только грешникам. Такое нравственно осмысленное ограничение возможностей Мороза соотносится с христианским представлением о действиях нечистой силы, попускаемой Богом в наказание грешникам» (Моторин А. От язычества к Православию. Образ Мороза в русской словесности // Всерусский собор. СПб., 2003, № 3. С. 327–328).

589 Богушева Е. Чем бы дитя ни тешилось… С. 77.

590 Ср.: Мф.

18

, 3.— Ред.

591 Цит. по: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002. С. 25–26.

592 Святитель Григорий Богослов. На лицемерных монахов // Творения: В 2 т. Т. 2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. С. 254.

593 Святитель Григорий Богослов. О своих стихах // Творения. Т. 2. С. 408–410.

594 Святитель Григорий Богослов. Максиму // Творения. Т. 2. С. 268–269.

595 Crouzel H. Origen. Sibiu, 1999. Р. 79.

596 Впрочем, может, подобные повести Иероним не столько принимал сам, сколько проповедовал другим: «В этом сочинении (речь идет именно о Житии святого Павла Фивейского,— А. К.) для пользы простейших мы много старались об уничтожении словесных украшений. Но не знаю, отчего сосуд, даже наполненный водой, издает все тот же запах, каким был пропитан, пока не был в употреблении» (Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 10. К Павлу, конкордийскому старцу // Творения: В 7 т. Т. 1. Киев, 1893. С. 27).

597 См.: Панченко А. М. О русской истории и культуре. С.125.

598 Клеман О. Беседы с патриархом Афинагором. Брюссель, 1993. С. 298.

599 Старинные диковинки. Волшебно-богатырские повести XVIII века. М., 1991. С. 47 (Библиотека русской фантастики. Т. 3. Кн. 1).

600 Святитель Филарет, митрополит Московский. Мнения, отзывы и письма. С. 173.

601 Инок Иннокентий. Гарри Поттер и популяризация колдовства (http://www.komitee.r2.ru/gpotter2.htm).

602 Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп. С. 18.

603 Письма Елены Рерих 1932–1955. Новосибирск, 1994. С. 159; Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Рига, 1937. Т. 2. С. 468–469.

604 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и узник Азкабана. С. 64.

605 Зубов А. Б. История религий. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии. М., 1997. С. 164–165.

606 См.: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000. С. 37.

607 См.: Рим.

mpedagog.ru