Религиозное образование, катехизация - Доклад 2011 года ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы,...




reshenie-25-dekabrya-2009-goda-27-s-kataevo-o-byudzhete-selskogo-poseleniya-na-2010god.html
reshenie-26-maya-2011-goda-90-ok.html
Религиозное образование, катехизация и духовное просвещение
В настоящее время уже почти в каждом приходе существует штатный педагог-катехизатор, который проводит беседы с желающими приступить к Таинствам Крещения и Венчания. Хотелось бы вновь обратить ваше внимание на то, что разъяснять основы веры, значение Таинств и важность жизни в церковной ограде нужно не только взрослым крещаемым, но и восприемникам.

Сразу из нескольких благочиний поступили предложения выработать единую концепцию и правила в отношении проведения катехизаторских бесед, где были бы прописаны общецерковные должностные инструкции для приходских катехизаторов и миссионеров, а также требования, предъявляемые к готовящемуся приступить к Таинствам. Это свидетельство незнания клириками важных общецерковных документов. Еще в прошлом году на собрании говорилось о том, что ведется работа над проектом «Рекомендации об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви». А в этом году профильным Синодальным отделом во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии был подготовлен документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Данный проект опубликован сразу на нескольких сайтах.42 Все желающие могут не только прочитать документ, но и оставить свои комментарии и пожелания. Приглашаю вас всех принять участие в этом общецерковном обсуждении.

К сожалению, в силу ряда причин катехизаторы иногда весьма формально подходят к своей работе, стремясь внушить человеку лишь набор необходимых сведений о Православии. Но такое знание зачастую остается бесплодным, чем-то внешним, редко приносит обильные всходы на ниве Господней, если не подкреплено глубокой верой и искренним желанием жить по заповедям Христовым. Беседа катехизатора с новоначальным должна стать разговором от сердца к сердцу, дабы готовящийся приступить к Таинству утверждался в вере, действующей любовью (см. Гал. 5, 6) и основанной не на мудрости человеческой, как говорит апостол, но на силе Божией (см. 1 Кор. 2, 5). Очень важно, чтобы катехизатор сумел возжечь огонь искренней веры в сердцах приступающих к Крещению или Венчанию, дабы принятие Таинства было осмысленным и стало потребностью души, а не желанием лишь следовать некой «моде» или поступать в соответствии с принципом «так делают все».

За минувший год на многих приходах столицы открылись воскресные школы не только для детей, но и для взрослых, где организованы творческие кружки вокала, хорового пения, рисования, рукоделия.43 Считаю весьма полезным опыт организации военно-патриотических секций для детей. Уверен, это будет способствовать формированию у молодого поколения чувства любви к родной земле, к ее культуре и традициям. 44



По данным Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы, общее количество воскресных школ в столице – 229, количество учащихся детей – 10 777 человек, взрослых учащихся – 6 455 человек. Ведется работа по стандартизации учебного процесса в воскресных школах.

Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в настоящее время подготовлены для широкого обсуждения проекты следующих документов: «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»; «Типовой Устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Воскресная школа религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви»; «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) на территории Российской Федерации».45 Ознакомиться с ними можно на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации.46

Ведется разработка учебно-методического комплекта по курсу «Закон Божий» для преподавания в воскресных школах, который будет включать в себя учебное пособие для детей, для учителей, рабочую тетрадь и комплект наглядных приложений.

Но, тем не менее, мы имеем ряд нерешенных вопросов. Одна из проблем, о которой говорилось еще на прошлом Епархиальном собрании и которую пока не удалось устранить, – нехватка помещений для организации школ, приходских библиотек, проведения творческих встреч и мероприятий. А там, где приход находит место для ведения такой деятельности, зачастую не хватает финансовых и кадровых ресурсов.

Важной и актуальной темой является поиск новых форм обучения, в которых творческий аспект занимал бы большее место в учебном процессе. По справедливому замечанию прот. Вячеслава Шестакова, настоятеля Патриаршего подворья в Зарядье, учащиеся зачастую воспринимают преподавателя как ментора и диктатора, а не как наставника и старшего товарища. Личность учителя имеет огромное воспитательное значение. Юное поколение нуждается прежде всего в действенных живых примерах. Как писал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».47

К сожалению, нередко получается так, что учащиеся воспринимают посещение воскресной школы как некую дополнительную обязанность, не связанную с их церковной жизнью. Такое отношение со временем может оттолкнуть их и от самой Церкви. Предлагается сочетать послушания в храме с обучением в школе, чтобы дети почувствовали свою причастность к общеприходской жизни.

В современных условиях социальной разобщенности и атомизированности Церковь особо должна дорожить единством духа во Христе и к этому же призывать всех своих верных чад. Как уже говорилось ранее, полезно организовывать совместные концерты и мероприятия воскресных школ и молодежных клубов хотя бы на уровне нескольких приходов или всего благочиния.48

Вообще важно осознать, что статистика не является главной целью и за количественными показателями гнаться не надо. К этому призывают и опытные пастыри. Так, например, отец Леонид Ролдугин верно подметил, что такая погоня за «стахановскими рекордами» выливается чаще всего в «тщеславные отписки, многотомные бухгалтерские, чиновничьи отчеты, прикрывающие внутреннюю пустоту и безделье».

Еще одним вектором церковного служения в Москве является развитие православных общеобразовательных школ.

В настоящее время в столице, по данным профильной епархиальной комиссии, зарегистрировано 25 православных общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и центров. В истекшем году многие из них должны были пройти процесс конфессиональной аттестации, которую организовала аттестационная комиссия Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Всего было аттестовано 35% учреждений. Синодальный ОРОиК разослал письма во все образовательные организации с указанием имеющихся недостатков, которые предлагалось устранить к определённому сроку. По состоянию на декабрь 2011 года около 40% православных школ Москвы не выполнили рекомендации аттестационной комиссии, т.е. не прошли конфессиональную аттестацию. Причины разные, одной из наиболее существенных является достаточно длительное по времени согласование Уставов образовательных организаций с органами юстиции. Это еще раз свидетельствует о недостаточности юридического обеспечения деятельности образовательных учреждений, созданных религиозными организациями. Однако следует отметить и нежелание некоторых образовательных учреждений исправлять недостатки. Достаточно острой остается проблема с духовниками этих школ: из 25 кандидатур, представленных для окормления московских православных учебных заведений, мною утверждено только 13.



В ближайшем будущем планируется предоставить частным организациям право на реализацию религиозного (православного) компонента при наличии Конфессионального представления, выданного Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Только Конфессиональное представление, выданное ОРОиК, будет давать право на продление и получение государственной лицензии. Те образовательные организации, которые до сих пор не сочли нужным исправить выявленные в ходе конфессиональной аттестации недостатки, должны позаботиться о своевременном решении данного вопроса, чтобы не осложнить свое существование в будущем.

В настоящее время остро стоит проблема финансирования православных учебных заведений.

Федеральное законодательство предусматривает возможность бюджетного финансирования некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, в форме субсидий, но не гарантирует такого финансирования, предоставляя право решения данного вопроса высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, каждый регион самостоятельно определяет, будет ли он финансировать образовательную деятельность частных учреждений и в каком объеме и порядке.

Осенью 2011 году были внесены изменения в ряд законов, касающихся общего образования в столице. В частности, исключены положения о равенстве прав государственных и негосударственных образовательных организаций в области требований, норм и правил, условий социального обеспечения и оказания поддержки для работников, предоставления помещений и льгот по их оплате.

Кроме того, исключено положение о финансировании негосударственных образовательных организаций по нормативу на каждого ученика. Сейчас православные школы получают бюджетное финансирование по минимальному нормативу средней школы.49

Сложность ситуации состоит в том, что при отсутствии законодательно закрепленной обязанности бюджетного финансирования негосударственных общеобразовательных организаций гарантий получения субсидий у наших школ нет.

Законодательно сохраняется лишь возможность поддержки негосударственных общеобразовательных учреждений в рамках законодательства о социально ориентированных организациях.

В настоящее время ведется предметный диалог с Департаментом образованием Москвы. Учитывая, что проблема финансирования православных школ решается одновременно по нескольким направлениям, с использованием различных правовых механизмов и способов, необходимо координирование усилий всех участников диалога со стороны Церкви. Поручаю ОРОиК и Юридической службе Московской Патриархии добиваться положительного решения данного вопроса.

Имеются определенные сложности с приведением школьных помещений в соответствие с современными санитарно-эпидемиологическими и противопожарными требованиями. Государственные школы обычно решают подобные вопросы за счет бюджетных средств. Но в наших условиях сделать это не представляется возможным. Удачное, на мой взгляд, решение организационной, финансовой, а также во многом кадровой проблемы поступило из Даниловского благочиния. Предложено ввести в состав учредителей православных школ несколько приходов или даже все приходы благочиния. В текущей непростой экономической ситуации приход зачастую не в состоянии покрыть все затраты в одиночку. Кроме того, преобразование школы из приходской в межприходскую весьма способствовало бы налаживанию горизонтальных связей между духовенством и мирянами разных храмов. Поручаю Епархиальной комиссии разработать проект переквалифицирования школ из приходских в межприходские с изменениями количества приходов-учредителей.

Отдельный значимый аспект духовно-просветительской деятельности Церкви – взаимодействие со светскими учебными заведениями. Многие приходы ведут весьма активную работу в этом направлении.50

К сожалению, приходы не всегда встречают доброжелательное отношение школьного руководства. Некоторые настоятели сетуют на отказ средних учебных заведений в сотрудничестве по вопросам религиозного просвещения.

По сведениям Синодального отдела религиозного образования и катехизации, в течение трех последних лет в тридцати столичных школах и пяти детских садах проводятся экспериментальные курсы по истории и культуры религий, в частности курсы «Истоки» и «Основы православной культуры». Данные учебные заведения при организационной поддержке Синодального отдела, согласованной с Департаментом образования Москвы, могли бы стать стартовыми площадками для реализации в столичном регионе Федерального проекта по расширению преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики» в 2012 году.

До настоящего времени изучение православной культуры в государственных школах Москвы велось в самом минимальном объеме, в качестве факультатива предлагался курс по истории религий в старшей школе. Преподавание православной культуры во многом сдерживалось за счет неофициального административного воздействия со стороны тех руководителей, которые превратно трактуют принцип светскости отечественного образования.

Сообщаю вам, что в результате поддержанных руководством государства усилий, предпринятых представителями традиционных религий нашей страны и, в первую очередь, Русской Православной Церковью, а также научно-педагогическим сообществом и родителями учащихся, принято решение о преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах всех субъектов Российской Федерации с сентября 2012 года. Для столицы это означает следующее: по предложению Министерства образования и науки РФ преподавание православной культуры будет вестись в рамках новой предметной области (комплексного учебного курса) во всех школах нашего города в течение одного учебного года в начальной школе (4 класс).

В городском учреждении повышения квалификации учителей (Московский институт открытого образования) имеется лаборатория истории и культуры религий, которая курирует подготовку преподавателей курса истории религий.



Существенным недостатком Московской городской епархии является фактическое отсутствие ЕОРОиК (Епархиального отдела религиозного образования и катехизации). Его функции отчасти выполняет епархиальная комиссия по православным школам, но ввиду ограниченности ее структуры, определенной специфики и организации она не может заменить собой полноценный отдел. Создание в Московской (городской) епархии структурного подразделения, ответственного за развитие религиозного образования в светской школе, могло бы стать существенным импульсом для качественного изменения ситуации с преподаванием Основ православной культуры в школах столицы. Поручаю Отделу религиозного образования и катехизации подготовить соответствующие предложения.

Введение Основ православной культуры – один из важнейших вопросов повестки дня церковно-государственных отношений, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей.

Среди первоочередных мер назову:


Отдельная тема – высшие церковные учебные заведения. Кроме упоминавшегося в контексте богословского (духовного) образования Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), хотелось бы сказать несколько слов о Православном институте святого Иоанна Богослова. В минувшем году был принят ряд весьма эффективных мер для выведения учреждения из затянувшегося кризиса и для повышения уровня образовательной и научной работы в вузе. Благодаря этим успешным реформам вуз существенно изменился. Призываю вас, преосвященные владыки и дорогие отцы, активнее сотрудничать с Институтом, рекомендовать своим прихожанам проходить там обучение.

В 2010/11 учебном году Институт получил государственную аккредитацию имеющихся программ бакалавриата, а также лицензию на реализацию магистерских программ по всем аккредитованным направлениям. Также была успешно пройдена процедура лицензирования программ послевузовского образования, благодаря чему в вузе были открыты программы аспирантуры по целому ряду специальностей. Все это позволило оздоровить ситуацию, что положительно сказалось на восприятии этого вуза абитуриентами. Уже в 2010/11 учебном году число зачисленных в институт в три раза превысило показатели предшествующих лет.

Ресурс института может и должен быть использован духовенством и членами приходских советов. Современный священнослужитель нуждается не только в богословских познаниях. У него должна быть возможность освоить программы повышения квалификации по основам администрирования, хозяйственно-экономической деятельности, бухгалтерскому учету, правовому регулированию и обеспечению деятельности религиозной организации. К реализации данного начинания надлежит привлекать не только духовные школы, но и светские православные высшие учебные заведения, в том числе и Институт святого Иоанна Богослова, который имеет аккредитацию по перечисленным направлениям.

В связи с этим хотелось бы затронуть важную тему повышения квалификации клириков Москвы. С 1 ноября 2011 года при Новоспасском монастыре начали действовать соответствующие курсы. На эти курсы, которые длятся четыре недели, каждое благочиние направляет по четыре человека. По завершении обучения слушатели экзаменуются и получают аттестат, после чего приходит новый набор. Организация этого процесса пока не завершена, еще будут вноситься некоторые изменения в нормативные документы, но важно было начать апробацию данных курсов, чтобы их форма и содержание отвечали реальным потребностям времени.



Курсы повышения квалификации для духовенства действуют и в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По моему благословению с этого года долгосрочная программа повышения квалификации преобразуется в краткосрочные курсы разного уровня и направленности, которые будут проводиться несколько раз в год. Обучающиеся на этих курсах смогут прослушать лекции по церковно-каноническим, юридическим, политологическим, богословским и философским дисциплинам, значительно улучшить знания иностранных языков.

Еще одно важное начинание, о котором стоит упомянуть, – открытие специальных курсов подготовки абитуриентов в духовные школы. Курсы начали работать при Новоспасском монастыре с ноября сего года, и в настоящее время на них по рекомендации приходов поступили первые абитуриенты. Два раза в неделю до мая эти юноши будут посещать занятия, которые, надеюсь, помогут им при поступлении в семинарии.


1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 катехизаторы иногда весьма формально подходят к своей работе, стремясь внушить человеку лишь набор необходимых сведений о Православии.

mpedagog.ru