Религиозное дело - страница 3 Учебный сайт

Религиозное дело - страница 3




reshenie-22-1-chechim-ot-14-noyabrya-2011g-s-ognevka-o-byudzhete-municipalnogo-obrazovaniya-ognevskoe-selskoe-poselenie-stranica-7.html
reshenie-236-tridcat-sedmoj-sessii-.html
нем.).

17 Белый А. Владимир Соловьев. Из воспоминаний // Книга о Владимире Соловьеве. – С. 277.

18 Там же. – С. 279.

19 Соловьев С. М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. – С. 370.

20 Белый А. Владимир Соловьев. Из воспоминаний. – С. 281.

21 Белый А. Начало века. – С. 20. См. так же прим. на стр. 564.

22 См.: Белый А. Владимир Соловьев. Из воспоминаний. – С. 279.

23 См.: Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. – С. 388-389.

24 Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994. – С. 429.

25 Там же. – С. 105. Вл. Соловьев берется только в ключе провозглашения религиозного понимания действительности.

26 Там же. – С. 201. Л.А. Сугай подмечает созвучность темы с неким вторым крещением, принятием поэтом имени “Белый”, данного ему М. С. Соловьевым. Белый цвет был особенно любим Вл. Соловьевым. Отношение к белому цвету у А. Белого носило, думается, более сложный характер. И здесь, возможно, мы видим пример совпадения отношения к цвету и тому понятию в теософии, которое у А. Безант рассматривается как белизна. Ученик увидевший белизну, когда все становится белым, подобно лилии, может быть уверенным в том, что он вступил на первую ступень Белого Братства. См.: Безант А. В преддверии храма // АУМ. – 1990. – № 3. – С. 80. Можно так же сравнить с упоминавшимся нами выше символом “белой зари”, которую “увидел” и “осознал” Белый.

27 Белый А. Символизм как миропонимание. – С. 202. А. Белый полагает, что нежелание видеть это сияние ведет к трагедии, как в случае с М.Ю. Лермонтовым, не сумевшем разобраться в пригрезившемся ему пути. Отметим так же то, что мыслитель выступает против кантовского ноумена, предельного понятия, ограничивающего претензии чувственного.

28 Там же. – С. 206-207.

29 Там же. – С. 208.

30 Бердяев Н. А. Самопознание. – С. 151. См. так же: Степун Ф. Россия накануне 1914 года // Вопросы философии. – 1992. – № 2. – С. 97.

31 Н. Бердяев о русской философии: В 2-х частях. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – Ч. 2. – С. 124.

32 Бонецкая Н. К. Русская софиология и антропософия // Вопросы философии. – 1995. – № 7. – С. 79.

33 Белый А. Символизм как миропонимание. – С. 433-434.

34 По А. Белому, у Канта отсутствует теория знания, где отражено единообразие познавательных категорий: “Исходя из границ знания, Кант пришел к необходимости теории знания; но теория его – только проблема”. Он угадывает в “Критике способностей суждений” попытку завершения теории знания метафизикой и указывает на то, что гносеологическая проблема есть преддверие к новой метафизике. Там же. – С. 32, 33.

35 Там же. – С. 439.

36 Там же. – С. 440.

37 Там же. – С. 328-329.

38 Там же. – С. 409.

39 Там же. – С. 415.

40 Пайман А. История русского символизма. – С. 265.

41 Белый А. Символизм как миропонимание. – С. 443.

42 Там же. – С. 152.

43 Пискунов В. Наваждение над Россией // Белый А. Собрание сочинений. Серебряный голубь: Рассказы. – М.: Республика, 1995. – С. 7.

44 Белый А. Символизм как миропонимание. – С. 366-367.

45 Вспоминая о 1904 годе в письме к Блоку от 1 (14) 1912 г. Белый указывает на эту книгу как на одну из первых, прочитанных им у Штейнера. См.: Андрей Белый и антропософия. Публ. Д. Мальмстада // Минувшее: Исторический альманах. – 1992. – 9. – С. 450, 458.

46 А. Белый пишет: “В самом деле: 1909 год открывается для меня сближением с Минцловой, чтением оккультных книг, занятиями астрологией; и из всего этого, как из тумана заря, проступает Ася; наш путь с Асей начинается исканием “внутреннего пути”, томлением среди просто “литературной среды”, углубляется событиями в Брюсселе 1912 года, встречей с Штейнером, поездками вслед за ним; и появлением в Дорнахе”. См.: Андрей Белый и антропософия // Минувшее: Исторический альманах. – 1992. – 8. – С. 431.

47 См.: Минувшее: Исторический альманах. 9. – С. 461.

48 Там же. – С. 464.

49 Н. Бердяев о русской философии. – Ч. 2. – С. 110. Для примера можно сослаться на книгу Р. Штейнера Тайноведение, где перед нами разворачивается описание космической эволюции духовного мира и человека в духе трудов Е. П. Блаватской. Некий интерес могли бы представлять рассуждения Штейнера о символизме и построении символических образов внешнего мира. См.: Штейнер Р. Тайноведение. – М.: ТОО Агентство “ДЕСОТ”, 1993.

50 См.: Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида: Ключ к тайнам древней и современной теософии. М.: Российское теософское общество, 1992. – Том II. – Теософия. – 534 с. Одна из глав этого труда называется “Эзотерические доктрины буддизма, пародированные в христианстве”, тем самым, давая достаточно ясное представление об отношении теософов к христианству.

51 Штейнер Р. Мистерии древности и христианство. – М.: СП “Интербук”, 1990. – С. 115. Для сравнения см. рассуждения А. Белого о теософии, гностицизме, магии, теургии и религиозных системах в статье Эмблематика смысла (1910 г.): “Высочайшие исторические религии, поднимаясь к вершинам теософии, принимают либо форму гностицизма, переходящего в мистический критицизм, либо форму теургии, граничащей с магией Теософия есть систематика систематик; она – как бы всемирный взгляд на мир и природу человека; она ничего не преображает, не преодолевает, ее смысл в завершении; она завершает бессмыслицу: систематизирует сумму бессмысленно возникших образов, форм и норм в настоящую эпоху теософия есть лишь преддверие к серии воскрешающих то новых, то старых, в современности еще не окрашенных течений…”. См.: Белый А. Символизм как миропонимание. – С. 44-45.

52 Там же. – С. 53-54.

53 Там же. – С. 65.

54 Н. К. Бонецкая приводит переложение представлений М. Штейнера о Софии как некоем высоком Существе (воипостазированной божественной Мудрости), в разные эпохи находившейся в различных отношениях к человеку. Если древний грек божественную Софию созерцал непосредственно, то для человека Средневековья Мудрость выступает в обличии Философии, теперь же София предстанет уже в слиянии с человеческим существом как Антропософия. См.: Бонецкая Н. К. Русская софиология и антропософия. – С. 82.

55 Там же. – С. 81.

56 Здесь мы обнаруживаем теснейшую связь с Е. П. Блаватской и ее рассуждениями об учении гностиков о Софии. Сама она признавала в Софии высочайшее проявление прототипа женщины – первой духовной Евы. См.: Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. – С. 143.

57 Белый А. Символизм как миропонимание. – С. 65.

58 Белый А. Стихотворения. – С. 446.

59 Минувшее: Исторический альманах. 9. – С. 409.

60 Белый А. Символизм как миропонимание. – С. 486.


mpedagog.ru