Религиозная идеология Религиозная идеология - А. Мадаминов Р. Зайниев фергана – 2012 аннотация Церковь Секта Учебный сайт

Религиозная идеология - А. Мадаминов Р. Зайниев фергана – 2012 аннотация




republika-blgariya-ministerstvo-na-okolnata-sreda-i-vodite-stranica-19.html
republika-blgariya-ministerstvo-na-okolnata-sreda-i-vodite-stranica-23.html
1. /Религоведение - 2012.docА. Мадаминов Р. Зайниев фергана – 2012 аннотация

Религиозная идеология - это более или менее стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, догматов, утверждений, предписаний, содержащих последовательное изложение религиозных взглядов и представлений о мире в целом, а также о различных сторонах бытия - природы, общества, человека.

Религиозная психология есть совокупность чувств (страх, благоговение, радость и т. п.) несистематизированных религиозных представлений, идей, образов, настроений, переживаний, привычек, через призму которых верующие в иллюзорной форме оценивают, осмысливают, воспринимают окружающий мир и собственное бытие, определяют свое отношение к ним.

Религиозное сознание проявляется на обыденном и теоретическом уровнях. Обыденное религиозное сознание считается низшим уровнем. Оно представляет собой совокупность присущих массе рядовых верующих (мирян) образов, представлений, чувств и т. д., связанных с определенной системой идей, и при этом формируется в значительной мере стихийно, под влиянием конкретных социальных условий жизни. Теоретическое религиозное сознание (высший уровень) представляет собой более или менее стройную систему взглядов, идей, концепций, теорий, разработкой и пропагандой которых занимаются профессиональные служители культа. Среди последних выделяются богословы - люди, разрабатывающие различные теории в защиту религии. Обыденное религиозное сознание и теоретическое взаимодействуют между собой. В сознании рядовых верующих появляются многие понятия, выработанные богословами, а в богословских теориях - образы, созданные религиозной фантазией рядовых верующих.


Религиозные отношения представляют собой отношения между людьми в процессе культовых действий. Они выступают как отношения верующих друг с другом и как отношения их с Богом. Характер этих отношений определяется существом вероучения данной религии и соответствующими предписаниями.

Религиозная деятельность является практически-духовным освоением действительности, включающим культовую и внекультовую деятельность.

Религиозный культ - это совокупность религиозных действий людей, а также материальные условия этих действий, основывающиеся на определенных религиозных представлениях и чувствах, целью которых является установление конкретных взаимоотношений людей со сверхъестественными объектами, а также стремление повлиять на них в желательном для себя направлении. Религиозный культ включает в себя различные компоненты: содержание - собственно действия, выражающиеся прежде всего в магии (колдовстве) и умилостивлении сверхъестественного; объекты - сверхъестественные существа и материальные предметы со сверхъестественными свойствами; субъекты - верующие индивиды и религиозные группы, куда входят руководители (шаман, жрец, священник, проповедник и т. д.) и группа рядовых верующих; элементы - молитвы, обряды, проповедь, богослужения, праздники и пр.; средства - храмы, религиозное искусство (живопись, скульптура, музыка), различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, специфические одежды и т. п.)

Внекультовая религиозная деятельность имеет две стороны: духовную и практическую. Духовная деятельность проявляется в производстве религиозных идей, разработке и обновлении сторон вероучения, осуществляемых богословами и светскими теоретиками. Практическая внекультовая деятельность включает в себя миссионерство, работу религиозных соборов, преподавание богословских дисциплин, всякую практическую деятельность в защиту религии.

Религиозные организации - объединения людей на основе общих верований, интересов и культа. Они представляют собой систему учреждений и форм деятельности, на основе которых осуществляется практическая религиозная деятельность. В зависимости от характера и специфики каждая религия может иметь свои особенности организации. Пер-вичным и наиболее распространенным элементом религиозной организации является религиозная община, объединяющая рядовых верующих и профессиональных служителей культа. Именно здесь осуществляется практическая религиозно-культовая деятельность. Религиозные общины могут существовать как самостоятельно, так и объединяться в сложные религиозные объединения.

В зависимости от сложности организационных институтов религий выделяют четыре основные типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ, деноминацию.


Церковь - автономная религиозная организация, имеющая сложную, строго централизованную, иерархически построенную систему взаимоотношений священнослужителей и верующих. Обязательным признаком церкви является наличие единого руководящего центра, который определяет все стороны религиозной деятельности.


Секта (лат. - замкнутая группа) - объединение верующих, противопоставляющих себя официальному религиозному учению на основе изменения вероучения и культа.


Харазматический культ - одна из разновидностей секты, которая создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, наделяемой сверхъестественными качествами (Бог, посланник Бога, пророк). Приверженцы считают, что благодаря исполнению предписаний получат харизму - особую силу, способности от Бога. Жизнь и религиозная деятельность членов секты и харизматических культов носит замкнутый характер.

Деноминация - переходный тип религиозной организации, который в зависимости от характера возникновения и направленности имеет черты церкви и секты.

Религия как элемент социальной системы играет определенную роль в обществе и выполняет ряд функций.


Функция религии - способы, характер, направление воздействия религии на общество в целом и на отдельные его элементы.


Компенсаторная (или иллюзорно-компенсаторная) функция проявляется в том, что религия пытается психологическими средствами восполнить, возместить человеку то, что он хотел бы иметь в жизни, но в силу определенных обстоятельств не имеет. Эта функция направлена на утешение верующего, облегчения его страдания, создание определенной уверенности в перспективе.


Мировоззренческая функция проявляется в том, что религия на основе своего вероучения формирует определенное целостное миропонимание, мироощущение, оценку мира, отношение к миру сквозь призму веры в Бога.

Регулятивная функция заключается в способности религии через систему выработанных ею норм, предписаний, установок регулировать поведение, взаимоотношения, действия верующих.

Коммуникативная функция реализуется через характер общения верующих между собой и с Богом, определяемый сутью вероучения и его сторонами. Здесь общение имеет вертикальный (общение с Богом) и горизонтальный (общение верующих между собой) аспекты проявления.

Интегрирующая функция проявляется в том, что религия с помощью своих институтов и на основе религиозных норм поведения выступает средством идейного объединения людей путем создания чувства единства в религиозной вере. Тем самым религия способствует стабильности данного общества и поддерживает свое собственное существование.

Кроме основных, религия может в разное время выполнять и нерелигиозные функции: политическую, воспитательную, экономическую, культурно-просветительную, терапевтическую и т. п.


Контрольные вопросы:


  1. Сформулируйте понятие «религиоведение», определите его предмет.

  2. Определите структуру религиоведения.

  3. Объясните практическое значение курса религиоведения.

  4. Определите понятие «религия».

  5. Охарактеризуйте основные типы и формы

  6. Назовите основные элементы религии и охарактеризуйте ее сущностные стороны.

  7. Охарактеризуйте основные функции религии.

  8. Дайте общую характеристику корней религии.

  9. Назовите и опишите ранние формы религии.

  10. Назовите основные причины возникновения религий в Древнем мире.

  11. Охарактеризуйте верования и культы в Древнем Египте.

  12. Укажите основные черты религии в Древней Мессопотамии.

  13. Что представляет собой религия Древней Греции.

  14. Каковы особенности религии Древнего Рима.


11 – Тема: Исторические формы религии её сушность и корни.


ПЛАН:

  1. Формирование основ религиозного сознания.

  2. Исторические формы ранних религиозных верований.

  3. Религии классового общества (национальные религии).

История развития религий дает большое количество их проявлений. Единых критериев систематизации религий в религиоведении нет. В то же время для сопоставления религий и их анализа необходимы определенные основания, базирующиеся на наиболее общих признаках. Главные разновидности (виды) религий:


Ранние формы - религии, порожденные первобытнообщинным строем (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм и т. д., языческие по своему содержанию). Термин «языческий» не имеет конкретного содержания. Чаще всего им обозначаются религии, не имеющие письменных источников вероучения, где религиозная традиция передается в форме мифов, былин, сказок.

Зооморфные религии - такие, в которых боги и духи изображаются в виде животных или с элементами животных (родоплеменные, частично национальные).

Антропоморфные религии - в них боги и духи изображаются в виде человека (большинство национальных религий, все мировые религии).

Политеистические религии предполагают поклонение, осуществляемое одновременно различным богам (родоплеменные и почти все национальные, кроме иудаизма и сикхизма).

Монотеистические религии - поклонение единому Богу (Христианство, Ислам, Иудаизм).

Могут быть переходные формы между зооморфизмом и антропоморфизмом, а также между политеизмом и монотеизмом.

Синкретические религии - те, которые образовались в результате заимствований из различных религий или путем срастания, объединения с другими религиями (Синтоизм).

Наиболее распространена в религиоведении следующая типология религий.

Ранние формы религий (родоплеменннные): тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, анимализм, аниматизм, шаманство, культ природы, культ предков.


Национальные религии:


а) ранние национальные религии: религия Древнего Египта, религия Двуречья, религия Древней Индии (ведическая, брахманизм), древнегреческая религия, религия Древнего Рима, религия доколумбовой Америки и др.;

б) поздние национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм.


Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам.


Нетрадиционные религии, новые религиозные движения: неохристианство, религии ориенталистского направления (ориентированные на религиозные традиции Востока), синтетические религии (объединяющие в себе несколько религиозных систем), эзотерические объединения (основанные на вере в существование сверхъестественного мира).

Магия (колдовство, волшебство) - вера в cушествование сверхъестественных средств воздействия на мир, способность человека к подобным воздействиям и сами эти действия. Существуют разновидности магических действий, связанные с различными сторонами жизнедеятельности коллектива, «дополняющие» практическую деятельность хозяйственная магия, промысловая, метеорологическая, лечебная и предохранительная вредоносная, военная, любовная, прочие виды магии. По способам магических действий выделяют следующие формы: контактную магию, инициальную парциальную, имитативную, вербальную катартическую и др. Особой разновидностью предохра как элемент современных религий (молитвы обряды, таинства) и в самостоятельной форме Фетишизм (от португ. - зачарованная вещь) - вера, в существование сверхъестественных свойств у материальных объектов. Фетишами называют предметы, которым верующие люди приписывают магические свойства, способные влиять на ход событий и процессов. По сравнению с магией фети-шизм является более сложной формой религии, он дополняет и усиливает магию, добавляя материальные средства воздействия на сверхъестественное. Фетишизм проявился в создании идолов - предметов поклонения, создаваемых из различных материалов, и разного рода амулетов и талисманов.

Амулет - средство личной защиты, талисман - предмет, которому приписывается способность влиять на события в перспективе. В современных религиях фетишизм сохранился в виде почитания священных предметов (кресты, иконы и т. п.). Как самостоятельная форма проявляется в виде почитания талисманов и амулетов (ладанки, кулоны, подковы, «счастливые» билеты).

Анимизм (от лат. - душа) - вера в существование у материальных объектов и процессов сверхъестественных двойников. Менее могущественные двойники называются «душами», более могущественные - «духами». В анимизме мир разделяется на части: мир реальных объектов как бы дополняется миром духовных существ. У многих народов главными двойниками считались души умерших родственников, которые невидимы, неощущаемы и живут самостоятельно после смерти, но могут влиять на жизнь людей. В современных религиях анимизм занимает очень большое место. Все религиозные представления о сверхъестественных сущностях (Бог, ангел, дьявол и т. п.) по своей сути представляют усложненный анимизм. Самостоятельно анимизм присутствует в бытовой вере в приведения и в спиритизме (вера в возможность общения с душами умерших при помощи определенных методов и средств).


Анимализм (от лат. - животное) - совокупность магических обрядов и верований, в основе которых лежат представления о животных и растениях как о покровителях рода. Происхождение анимализма связано с представлениями о том, что растение и животные могут влиять магическим образом на жизнь людей, последние должны им поклоняться и задабривать. Остатки анимализма проявляются в виде зооморфизма в политеистических и монотеистических религиях (Святой Дух в форме голубя, крылья у ангелов и т. п.).

Аниматизм (от лат. - оживленный) - вера в существование психических свойств у природы и ее элементов. Проявляется в наделении всех предметов природы человеческими свойствами.

Тотемизм (от индейского - его род) - вера в сверхъестественное родство человеческих коллективов с определенными видами животных. Тотемами называют животных, которых древние люди считали своими сверхъестественными родственниками и смотрели на них как на защитников, помощников, покровителей. Поэтому родовые коллективы люди называли их именами. Тотемами могли быть не только животные, растения, но и природные явления (солнце, дождь, ветер), от которых зависело благополучие рода, племени.

В условиях ранних родоплеменных отношений тотемизм получает широкое развитие. В нем появляется ритуал (совокупность и последовательность действий, направленных на сверхъестественное), идолы (изображения тотемов), усложняется система табу, обрядов. Тотемизм в качестве элемента вошел во все религии. Например, в религиях Юго-Восточной Азии и Африки «священными животными» являются коровы, змеи, обезьяны, слоны и т. п.; в христианстве святой дух изображается в виде голубя, во время таинства причастия хлеб и вино ассоциируется с телом и кровью Христа.

Земледельческий культ представляет собой преимущественное поклонение двойникам тех факторов природы, которые влияют на урожай. Возникает с развитием земледелия и соответствует позднему матриархату. Центральными объектами почитания стали духи земли, воды, солнца, зерна, растений, дождя, ветра, града, молнии. Возникает система умилостивления духов, выражающаяся в жертвоприношениях, вплоть до человеческих. Воз-никает культ женских и мужских духов, поскольку погодные условия внешне часто приходят с неба (солнце, дождь, град, молния), то и «обитель» духов переместилась с земли на небо - отсюда начало представлений о «царстве небесном».

Земледельческий культ широко представлен в современных религиях. Так, многие христианские святые являются покровителями сфер сельскохозяйственной деятельности, многие праздники в христианстве связаны с земледелием (пасха - от древнего праздника воскресения духа зерна).

С переходом к патриархату (около 6 тыс. лет назад) возникает другая форма религии - шаманизм. Шаманизм - особая форма религии, состоящая в выделении в обществе определенных лиц - шаманов, которым приписывается способность путем искусственного приведения себя в экстатическое состояние вступать в непосредственное общение с духами, то есть это особая медитативная «посредническая» религиозная система общения между людьми и духами. Обычный ритуал действия шамана так называем камлания - исступленная пляска под действием опьяняющих снадобий сопровождаемая пением, ударами в бубен, манипуляцией фетишами и т. д. Камлание - способ общения с духами, которое достигается либо путем вселения духов в тело или бубен шамана, либо путем «путешествия» в царство духов. Цель шаманских действии - лечение людей, животных, борьба с разными несчастьями, гадания. Одной из характерных особенностей шаманизма является своеобразная шаманская демонология - вера в многочисленных духов и особая мистическая практика общения с ними.

Элементы шаманизма существуют во всех религиях: это и профессиональные служители культа и представления об особых отношениях священников с Богом, и экзальтация некоторых культовых действий.


Религиозные Системы Древнего Мира


Религия народов древнего Двуречья

В конце IV тыс. до н. э. шумеры образовали первые города-государства в долине Тигра и Евфрата. Во второй половине III тыс. до н.э. вторгшиеся в район Двуречья семитские племена аккадцев образовали царства Шумера и Аккада. Около 2200 г. до н. э. на эту территорию приходит вторая семитская волна, что привело к возникновению амарейской династии в Вавилоне. Через 500 лет новая семитская волна породила ассирийскую империю в Месопотамии.

Поэтому верования и мифологические системы Двуречья дошли до нас в шумерской (шумеро-аккадской) и вавилоно-ассирийской формах.

В религии Шумера главными элементами мироздания считались небо и земля («ан» - «ки»). Первопричина всего сущего - первозданный океан. Распространена вера в существование пантеона живых божеств, похожих на людей, но бессмертных и наделенных сверхъестественным могуществом, которые управляют незримо ходом мироздания в соответствии с незыблемыми законами. Каждое из этих существ называлось «дингир» и ведало определенной частью мироздания (морем, воздухом, солнцем, луной и т. д.).

Шумерский пантеон - нечто вроде собрания под председательством верховного правителя. Ниже его идут 7 богов, «вершащих судьбы», и 50 «великих богов».

Антропоморфные бог Ану (небо) и богиня Ки (земля) породили бога воздуха Энлиля - верховного бога шумеров. Также особо почитались Энки - бог воды и бог мудрости, Нинхурсаг - великая богиня-мать, Инанна - богиня войны, Нанна - бог луны. Наряду с ними признавались и другие боги, олицетворявшие силы природы и отдельные стороны практической деятельности. Главные религиозные идеи заключались в следующем: люди ничтожны перед богами; любимцы и ставленники богов - цари и жрецы; существующие порядки и законы незыблемы. Цивилизация Междуречья экономически основывалась на земледелии, поэтому особенно был развит культ богини плодородия Иштар и бога земледелия Таммуза.

С начала II тыс. до н. э. во главе пантеона богов становится покровитель Вавилона - бог Мардук. Процесс централизации власти в руках вавилонских царей отражается в появлении тенденции к монотеизму - древние боги начинают рассматриваться как разные проявления Мардука. Шумерские боги трансформируются в семитских (например, Инанн становится Иштар и т. п.).

В эпоху ассирийского владычества религия наполняется представлениями о племенных и национальных ассирийских богах, прежде всего о боге Ашшуре, который заменяет Мардука. После крушения ассирийской империи эти представления исчезают. В религии Двуречья всегда сохранялись остатки первобытных верований, в частности, анимизм и магия, была развита мантика (гадания), важная роль отводилась астральным культам. Религия Двуречья нашла отражение в древних письменных памятниках - «Энумаэмил» и эпосе о Гильгамеше, некоторые сюжеты и идеи которых были заимствованы древними евреями (например, легенда о потопе).

Религия Двуречья характеризовалась развитым институтом жречества, которое строго регламентировало сложный и пышный культ. Строились грандиозные храмы, устраивались пышные празднества в честь богов, которые изображались в виде статуй.

Религии Двуречья оказали большое влияние на другие религиозные системы, особенно на зороастризм и иудаизм. С распространением в Месопотамии христианства и ислама древние религии постепенно размывались и прекратили свое существование к XIII в. н. э.


Религия Древнего Египта


Сведения о религии Древнего Египта можно почерпнуть из «Текстов пирамид» - заупокойных царских ритуалов времен V и VI династий Древнего царства (26 - 23 вв. до н.э.), «Текстов саркофагов» (эпоха Среднего царства 21 - 18 вв. до н. э), «Книги мертвых», «Книги дыхания» и т. д., а также из трудов античных авторов: Геродота (5 в. до н. э.), Плутарха (1 -2 вв. н. э.) и др.

Начало формирования религиозной системы Древнего Египта исследователи относят к VI - IV тыс. до н. э. Система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытного и раннерабовладельческого общества была очень широкой и объемной. В каждой области (номе) существовал свой пантеон и культ богов. В процессе образования рабовладельческого государства боги местных обмин объединялись в виде триады и в различные пантеоны во главе с богом - демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (например, фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны). Позднее боги разделяются на общеегипетских и местных.

Огромную роль в верованиях древних египтян играло поклонение природе. Зооморфизм и тотемизм, характерные для древнеегипетской религии, объяснялись значительной ролью скотоводства и охоты в экономике страны. Река Нил, от разлива которой зависело благополучие страны, олицетворялась в образе бога Хапи, солнце - в образе бога Ра. Многие боги изображались или в виде животных, или с элементами конкретных животных: Апис, Мневис, Бата - в виде быка; Сохмет, Хатор, Исида - в виде коровы; Амон, Хнум - в виде барана; Себек - в виде крокодила; Бает - в виде кошки; Анубис -с головой шакала; Гор - с головой сокола; Тот - с головой ибиса и др. Животные определенной масти объявлялись воплощениями божества, жили в храмах и были объектами культа. Практически все при-родные явления и сферы жизни древних египтян олицетворялись с конкретными богами, в честь которых строились величественные храмы и осуществлялись пышные религиозные ритуалы, для чего существовала огромная масса жрецов, имеющих строгую иерархию.

Древние египтяне верили, что каждый человек состоит из различных частей: материального тела, духа двойника (ка), души (ба), сердца, тени, не-видимой эфирной оболочки (кху), формы и имени, которое существует на небе. Вера в то, что некоторые сущности человека продолжают жить после смерти, породила обычай мумификации, так как считалось, что блаженствовать в «загробном мире» будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Поэтому культ мертвых был очень распространен.

С утверждением V династии Древнего царства, происходящей из г. Гелиополя - центра почитания бога Ра - он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времен правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца - фиванский Амон (Амон-Ра).

Осирис, как бог мертвых, вытесняет с конца III тыс. до н. э. древнего бога - покровителя умерших -Анубиса. Происходит процесс слияния богов. Например, Амон отождествляется с Ра, Монту, Птахом, Гором; Ра - с Атумом, Гором, Амоном, Осирисом, Птахом. В период Нового царства становится популярной гелиопальская «девятка» - эннеада (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Исида, Нефтида, Осирис, Сет), которые становятся общеегипетскими богами.

В развитой египетской мифологии выделяются три основные группы мифов: о сотворении мира, о солнечных божествах, об умирающем и воскресающем Осирисе.

Представление о верховном Боге в Египте складывалось по образу земных владык - фараонов которые считались сыновьями бога и живыми богами на земле. Во II тыс. до н. э. храмы стали могучей экономической и политической силой. Усилилась роль жречества, что создало угрозу власти фараонов В XV в. до н. э. это привело к попыткам религиозной реформации. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и других богов культом бога солнечного диска Атона и таким образом подорвать могущество жречества введением монотеизма. Однако после смерти фараона было восстановлено почитание прежних богов и в XI в. до н э. фиванские жрецы на некоторое время даже захватили престол и установили теократию. С распространением христианства в начале нашей эры религия Древнего Египта окончательно исчезла, но она оказала большую роль в формировании самого христианства. Египетский миф об умершем и воскресшем Осирисе и его матери Исиде оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа и Девы Марии.

1 2 3 4 5 6 7 8 9


mpedagog.ru