Религиоведение. Шахнович Религиоведение. Шахнович - Р36 Р36 Религиоведение Учебное пособие е изд, перераб и доп. Под ред. Мм. Шахнович спб. Питер, 2012. 448 сил Учебный сайт

Религиоведение. Шахнович - Р36 Р36 Религиоведение Учебное пособие е изд, перераб и доп. Под ред. Мм. Шахнович спб. Питер, 2012. 448 сил




reproduktivnoe-zdorove-zhenshin-pri-infekciyah-peredayushihsya-polovim-putem-14-01-01-akusherstvo-i-ginekologiya.html
reptiliyalar-ekologiyasi-zbekiston-respublikasi-olij-va-rta-mahsus-talim-vazirligi-z-m-bobur-nomidagi-andizhon.html
ББК 86.2я7 УДК 2(075) Р36 Р36 Религиоведение Учебное пособие. е изд, перераб. и доп. / Под ред. ММ. Шахнович — СПб.: Питер, 2012. — 448 сил. Учебное пособие по религиоведению написано коллективом преподавателей и ученых, сотрудничающих с кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Пе- тербургского государственного университета. В пособии в доходчивой форме рассматриваются особенности вероучения и культовой практики религий народов мира, а также основные положения современной науки о религии истории, антропологии, социологии, психологии и феноменологии религии. Особое внимание уделяется изучению мировых религий — буддизма, христианства, ислама. В конце каждой главы помещены вопросы для повторения и списки рекомендуемой литературы. Пособие соответствует новому Государственному образовательному стандарту по предмету и имеет гриф УМО. Книга может быть использована в качестве дополнительного пособия в курсах по истории мировой культуры, культурологии, социологии и антропологии. ББК 86.2я7 УДК Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы тони было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав ООО Издательство Питер, 2012 Оглавление 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 41


ББК 86.2я7
УДК 2(075)
Р36
Р36 Религиоведение Учебное пособие. е изд, перераб. и доп. / Под ред. ММ. Шахнович — СПб.: Питер, 2012. — 448 сил. Учебное пособие по религиоведению написано коллективом преподавателей и ученых, сотрудничающих с кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Пе- тербургского государственного университета. В пособии в доходчивой форме рассматриваются особенности вероучения и культовой практики религий народов мира, а также основные положения современной науки о религии истории, антропологии, социологии, психологии и феноменологии религии. Особое внимание уделяется изучению мировых религий — буддизма, христианства, ислама. В конце каждой главы помещены вопросы для повторения и списки рекомендуемой литературы. Пособие соответствует новому Государственному образовательному стандарту по предмету и имеет гриф УМО. Книга может быть использована в качестве дополнительного пособия в курсах по истории мировой культуры, культурологии, социологии и антропологии.
ББК 86.2я7
УДК Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы тони было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав ООО Издательство Питер, 2012

Оглавление


Введение .................................................................................... ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ................................................................ Глава 1. Ранние формы религии .............................................. Глава 2. Национальные религии .............................................. 25


§ 1. Религии Древнего Востока ................................................................. 25
§ 2. Религии античного мира ..................................................................... 48
§ 3. Религии Индии ....................................................................................... 62
§ 4. Религии Китая ........................................................................................ 84
§ 5. Религии Японии ...................................................................................115
§ 6. Зороастризм ...........................................................................................120
§ 7. Иудаизм Глава 3. Мировые религии ..................................................... 149
§ 1. Буддизм ...................................................................................................149
§ 2. Христианство ........................................................................................181
§ 3. Ислам СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ ..................................................... 319
§ 1. Классическая социология религии ................................................320
§ 2. Конфессиональная и феноменологическая социологии религии 3. Социальные функции религии .......................................................340
§ 4. Типология религиозных объединений .........................................343
§ 5. Теория секуляризации .......................................................................349
§ 6. Религия, политика, общество ..........................................................355
§ 7. Методы социологических исследований

4


Оглавление

АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ ................................................. 375


§ 1. Проблема происхождения религии и формирование антропологического религиоведения ............375
§ 2. Антропологические теории мифа ..................................................380
§ 3. Антропологические теории ритуала .............................................384
§ 4. Современные направления антропологии религии.................386

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ ...................................................... 397


§ 1. Психология религии как наука .......................................................397
§ 2. Homo religiosus сточки зрения психологии религии ..............401
§ 3. Религиозный опыт ...............................................................................410
§ 4. Религиозная вера .................................................................................416
§ 5. Религиозный символизм и мифология психологические аспекты ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ ............................................. 427
§ 1. Феноменология религии история и метод 2. Феноменология религии и история религий .............................434
§ 3. Категория священное .......................................................................436
§ 4. Феноменология религии о homo religiosus .................................438
Введение Вы открыли учебное пособие, которое называется Религиоведение. За сухим названием учебного предмета скрывается область научного знания, исследующая одну из интереснейших сфер человеческой культуры, охватывающую все исторические эпохи и оказавшую и продолжающую оказывать влияние практически на все виды человеческой деятельности. Когда мы произносим слово религия, у каждого человека возникает множество ассоциаций. Нам представляются Парфенон и собор Святого Петра в Риме, мечеть аль-Масжид аль-Харам в Мекке и Успенский собор в Москве, иконы Андрея Рублева и фрески Джотто, бронзовые изображения Осириса и каменные изваяния Будды. Мы вспоминаем о десяти заповедях Моисея и Нагорной проповеди Христа, о даосских мудрецах и джайнских аскетах, о Лютере и патриархе Никоне и о многом-многом другом. Мир религий многолики разнообразен, как многолико и разнообразно человечество. Известны десятки тысяч религий и систем религиозных верований, одни из них связаны с великими цивилизациями, другие — объединяют членов какого-ни- будь одного племени. Для классификации многообразия религий существуют типологии религий, созданные в результате сравнительного анализа на основе различных признаков. Религии разделяются, например на политеистические, то есть связанные с почитанием множества богов, и монотеистические, приверженцы которых почитают единого Бога на мертвые, то есть несуществующие в современном мире, и живые на письменные религии (то есть имеющие фиксированные сакральные тексты) и бесписьменные (религии племен, у которых нет письменности. Великий немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель предложил очень сложную классификацию религий. По его мнению, их следует делить на естественные это китайская религия, которую он назвал религия меры, индусская — религия фантазии, буддий-

6


Введение ская — «в-себе-бытия»; переходные религии персидская — религия добра и света, сирийская — религия страдания и египетская — религия загадки и религии духовной индивидуальности это иудейская религия — религия возвышенности, греческая — красоты и римская целесообразности. Венчает эту типологическую схему христианство, которое Гегель назвал религией откровения, истины и свободы. Наибольшее распространение получило деление религий на племенные (первобытные, или ранние национальные, связанные с одной этнической группой и мировые, перешедшие национальные границы и объединившие представителей разных народов мира. Мы использовали, прежде всего, эту классификацию, выбрав для описания из многообразия религий мира лишь некоторые. Что же такое религия, каково ее определение, каково содержание этого понятия Религия понимается по-разному: и как система представлений, практики ценностей, и как истина, и как исторический или социальный феномен, и как благочестие. Водном случае мы употребляем слово религия как родовое понятие, в другом говорим — религии, подчеркивая их многообразие. Выдающийся историк религии
Мирча Элиаде писал, что мы употребляем это слово, потому что у нас нет никакого другого взамен, хотя далеко не всегда оно соответствует тому, что мы хотим сказать. Вилфред Кантвел Смит, директор центра по изучению мировых религий при Гарвардском университете, считал, что само понятие религия — западноевропейская идея. То, что обычно называется религиями, по его мнению, следует считать самодостаточными кумулятивными традициями, иначе говоря, типами культуры. Каждая религия претендует на истинность, но истина связана нес религиями, ас верой индивида. Религия становится истинной тогда, когда человек признает ее и следует ей.
Еще в античную эпоху сформировались две традиции в интерпретации происхождения самого слова религия. Первая — философская, идущая от римского оратора и философа Цицерона (I в. дон. э, выводившего это слово из глагола relegere (лат. — перечитывать, размышлять, подчеркивая тем самым человеческое измерение религии. Вторая традиция — теологическая, идущая от раннего христианского писателя Лактанция (III–IV вв.), выводившего его из глагола religare лат. — связывать религия связывает человека с Богом. О религии размышляли и писали не только богословы — многообразие и сложность религиозных явлений заставляли многих мыслителей искать различные подходы для их понимания и изучения. Так, философ

Введение

7


Иммануил Кант связывал религию с чувством нравственного долга, которое воспринимается как божественная воля антрополог Эдуард
Тайлор определял религию как веру в сверхъестественное психолог
Зигмунд Фрейд сравнивал религию с неврозом, а социолог Макс Вебер рассматривал ее как фактор общественного развития. Множество интерпретаций понятия религия напоминает об известной индийской басне, в которой говорится, как четверо слепых пытались описать слона тот, кто держал егоза хобот, считал, что слон похож на змею тот, кто касался его уха, утверждал, что слон подобен вееру тот, кто дотрагивался до ноги, думал, что слон — это дерево тот, кто ощупывал хвост, полагал, что слон выглядит, как метла, и все они были по-своему правы. Чтобы разобраться в различных определениях религии, попробуем их классифицировать.
Во-первых, известны так называемые субстанциональные, или сущностные, определения религии (например, по мнению теолога и философа Фридриха Шлейермахера, сущность религии состоит в ощущении собственной зависимости. Среди таких определений выделяют когнитивные (познавательные, использующие для характеристики религиозных представлений слова сверхъестественный, потусторонний, трансцендентный (например, как определение Тайлора), и психологические, опирающиеся наличный религиозный опыт (как определение Фрейда).
Во-вторых, существуют функциональные определения, характеризующие религию или как фактор социального изменения (как у Вебера, или как фактор социальной сплоченности — именно так рассматривал религию французский социолог Эмиль Дюргкейм. Он писал, что религия есть система верований и практик, которая объединяет людей в одну моральную общность, называемую церковью.
В-третьих, распространены феноменологические определения религии, основанные на категории священное. Например, протестантский теолог Рудольф Отто считал, что религия — это то, что вырастает из священного, дает выражение священному и дает переживание священного во всех аспектах. Приверженцы этой позиции полагают, что она позволяет отказаться от концепции разделения мира на сверхъестественный и естественный и от тенденции к сведению религии кант- ропологическим, то есть биологическим или социальным основаниям, иными словами, к подмене проблемы определения религии проблемой ее происхождения.

8


Введение
В-четвертых, существуют антропологические определения религии, рассматривающие религию как систему символов, формирующую мировоззрение, а также нравственные ценности и нормы поведения верующего индивида. Религия характеризуется как определенная классификационная система, или культурный код, без понимания которого невозможно даже в первом приближении проникнуть в ее смысл (К. Гирц).
В-пятых, религию определяют сточки зрения ее структуры. Каждая религия состоит, по меньшей мере, из пятисложных элементов. Религиозное мировоззрение, вера — познавательный компонент религии. Он связан с религиозным действием, то есть с ритуалом, как практическим элементом религии. Важнейший элемент религии — психологический. Он представляет собой религиозный опыт, то есть переживания, связанные с верой и проявляющиеся вовремя ритуалов. Следующий элемент религии — это религиозный этос, то есть образ жизни, определяемый нравственными ценностями и регулируемый нормами той или иной религии. Роль своеобразного моста из рационального мира в мир религиозного опыта выполняет еще один элемент религии — символ. Каждое определение религии указывает на существование влиятельной научной школы, выработавшей свои специфические методологические принципы исследования многообразия форм религии.
О том, что такое религия, люди задумывались давно. Скажем, древнегреческие мыслители полагали чтобы понять какое-либо явление, надо, прежде всего, ответить на вопрос, как это явление возникло, поэтому, стремясь понять природу религии, они и пытались выяснить, как она возникла. Существовало мифологическое сказание о том, что почитание Зевса было установлено титаном Прометеем, сложившим первый жертвенники обучившим созданных им людей совершать жертвоприношения богам. Однако уже в VI в. дон. э. появилось мнение о том, что религия была изобретена людьми. Так, историк Гекатей
Милетский писал, что древние правители пытались с помощью почитания богов направить людей к справедливости и честной жизни, используя отчасти их надежду на наслаждения, отчасти их страх перед наказанием. В V в. дон. э. философы-софисты стремились осмыслить религию как социальный феномен, и афинский тиран Критий создал теорию обмана, согласно которой древние благодетельные законодатели изобрели религию, чтобы удерживать людей от совершения тайных преступлений из-за страха перед божественной карой. Позже возникла идея о том, что эти законодатели установили свое собственное почитание или были обожествлены своими благодарными подданными

Введение подобные воззрения вошли в историю изучения религии как эвгеме- рические, так как были описаны писателем Эвгемером в IV в. дон. эВ греческой философии сложилась так называемая натурическая гипотеза происхождения религии, связанная с представлением о том, что антропоморфизм (от греч. — по образу человека) — причина возникновения мифологии эта гипотеза перешла в философию религии Нового времени и превратилась в весьма распространенную теорию. Последнее касается и психологической теории генезиса религии, созданной философом Демокритом (V в. дон. э) и поддержанной его последователями — Эпикуром (342/341–271/270 гг. дон. э) и Лукре- цием (ок. 95–55 гг. дон. э, согласно которой страх смерти и смущение, вызываемое незнанием сущего породили представления о богах. В древности появились и первые труды, в которых не только описывались, но и сравнивались религиозные верования разных племени народов. Среди них, прежде всего, следует назвать Историю Геро- дота (ок. 484–430/420 гг. дон. э, сочинения Диодора Сицилийского
(ок. 90–21 гг. дон. э, Плутарха (ок. 46 — после 119 гг. н. э, Лукиана
(ок. 120–190 гг.) и др. Средневековые крестовые походы приблизили христианскую Европу, в которой религия воспринималась как ordo ad
Deum — подчинение Богу (Фома Аквинский), к миру иных, нехристи- анских религий, и уже в эпоху Возрождения итальянские гуманисты, вслед за арабскими средневековыми философами, стали сравнивать христианство, иудаизм и ислам, находя в этих религиях сходство. Колоссальный толчок для развития культурно-исторических сравнений в области религии дала эпоха Великих географических открытий (сер.
XV — сер. XVII вв.), когда европейская цивилизация оказалась перед своеобразным зеркалом культур народов и племен других континентов. Именно как вид межкультурного сравнения конституирующих элементов религиозной веры и практики и возникает в XVIII в. научное изучение религии в своей ранней, описательной форме, в которой сравнительный метод использовался, прежде всего, для создания классификаций религиозных феноменов. Первыми исследованиями, в которых использовался такой метод, можно считать грандиозный труд Религиозные обряды и церемонии всех народов мира (1723), изданный в Париже с иллюстрациями Поля Пикара, в котором была представлена своеобразная классификация ритуальной практики в различных культурах, а также книгу
Жозефа-Франсуа Лафито Нравы дикарей Америки. Один из родоначальников сравнительно-исторического изучения религии, член

10


Введение французской Академии надписей Николя Фрере (1688–1749) в своих трудах Общее рассуждение о сущности религии греков, О религиозных праздниках в персидском годовом цикле, Исследование религиозных и философских традиций индейцев, Наблюдения в области религии галлов и германцев классифицировал религии, разделив их на политеистические и монотеистические. Фрере рассматривал проблему происхождения богопочитания с позиций эвгемеризма.
Стремление к энциклопедически фундаментальному исследованию, которое бы рассматривало в сравнительном плане все религии, привело профессора Коллеж де Франс и члена Академии надписей Шарля Дюпюи, считавшего, что в основе всех религий лежит почитание небесных тел, к написанию многотомного труда Происхождение всех культов, или Всеобщая религия (1794). Политический деятель и писатель-романтик Бенджамен Констан де Ребек создал впечатляющее своими размерами сочинение О религии, рассматриваемой в ее происхождении, формах и развитии (1824–1831). Он считал, что в основе религии лежит особое чувство, проявляющееся в разнообразной культовой практике и отраженное в мифологических представлениях. Природу этого религиозного чувства пытался определить в сочинении О культе богов-фетишей» (1760) и другой французский академик — Шарль де Брос, который считал, что в основе религии лежит эмоциональность, наиболее выраженная в первобытном фетишизме. Подталкиваемый страхом и предположением существования невидимых сил, фетишист объединяет противоположное присоединяет невидимую силу к видимому объекту поклонения, не различая в своем эмоциональном состоянии материальный предмет и ту духовную силу, существование которой он сам предположил. Становление сравнительного религиоведения связано с возникновением сравнительного метода в языкознании, а также с развитием сравнительно-исторической методологии в этнокультурных исследованиях и социологии. В конце XVIII в. под влиянием сочинения немецкого просветителя И. Г. Гердера Идеи к философии истории человечества (1784–1791) формируется представление о единстве человечества, с одной стороны, и о самостоятельной ценности каждой отдельной культуры, с другой. В европейском обществе усиливается интерес к национальным традициями особенностям отдельных народов, что способствует исследованию нравов и обычаев, изучению национальных языков и народного поэтического творчества. Возникновение этнографии и фольклористики, безусловно, оказало решающее воздействие на начало серьезного изучения мифологических пред
Введение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 41 ББК 86.2я7 УДК 2(075) Р36 Р36 Религиоведение Учебное пособие. е изд, перераб. и доп. / Под ред. ММ. Шахнович — СПб.: Питер, 2012. — 448 сил. Учебное пособие по религиоведению написано коллективом преподавателей и ученых, сотрудничающих с кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Пе- тербургского государственного университета. В пособии в доходчивой форме рассматриваются особенности вероучения и культовой практики религий народов мира, а также основные положения современной науки о религии истории, антропологии, социологии, психологии и феноменологии религии. Особое внимание уделяется изучению мировых религий — буддизма, христианства, ислама. В конце каждой главы помещены вопросы для повторения и списки рекомендуемой литературы. Пособие соответствует новому Государственному образовательному стандарту по предмету и имеет гриф УМО. Книга может быть использована в качестве дополнительного пособия в курсах по истории мировой культуры, культурологии, социологии и антропологии. ББК 86.2я7 УДК Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы тони было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав ООО Издательство Питер, 2012 Оглавление Оглавление

mpedagog.ru