Религии мира всеобъемлющее справочное издание специальный научный глоссарий фотографии, карты, диаграммы - страница 30




repressivnaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-20-30-e-godi-xx-veka-na-materialah-buryat-mongolskoj-assr.html
reprezentaciya-yazikovoj-kartini-mira-v-hudozhestvennom-tekste-programma-itogovoj-obrazovatelno-nauchnoj-konferencii.html

Цикл Кришны


Широкое распространение получил еще один цикл сказаний о Кришне. Наибольший интерес из них представляет Бха-гаватапурана. Истории начинаются с того, как он был принцем племени Ядава, и описывают различные чудеса, связанные с его рождением и детскими годами.
В юные годы он сбежал от злой двоюродной сестры, Камсы, и обосновался среди пастухов Врнндабана. Легенды рассказывают о его мастерстве игры на свирели и проделках. которые он вытворял с женами и дочерьми пастухов, обогнав Дон Жуана в искусстве соблазнения. Существует мнение, что для своих почитателей он является отцом, другом и старшим братом — но одновременно любовником и мужем. Эротическое изображение соединения с Кришной служит символом близости почитателя к богу и характерно для усиления роли бхакти в индуизме.

Священная

корова
Тот факт, что Кришна обычно изображается в образе пастуха, тоже имеет большое значение. так как приводит культ поклонения Кришне в соответствие с древним культом Богини-Матери. Корова является живым символом Матери-Земли, которая осчастливила человечество присутствием этого животного. Простое кормление коровы — это уже акт поклонения. Даже коровья моча считается священной и используется, например. в ритуалах очищения теми, кто нарушил кастовые табу.

ПУТИ К ПРАВДЕ: ВЕЛИКИЕ ТОЛКОВАТЕЛИ


Раймонд Хаммер
Ведические традиции ушли в прошлое с появлением Упани-шад и возникновением понятия Идентичности индивидуального духовного начала (атмана) с абсолютом (брахманом). Следующим шагом было признание идентичности каждого индивидуального начала со всеми остальными и принятие постулата о существовании единой реальности. Такое мировоззрение называется монизмом. Это основа ведантской философии, и она стала основной философской традицией индуизма, хотя и получила великое множество толкований. Разнообразие было частично вызвано попыткой систематизации индуистских взглядов — предпринятой впервые во времена создания эпоса, когда зарождалась классическая форма индуизма. Появился ряд сутр (сборников афоризмов), которые часто были слишком лаконичны. чтобы быть понятыми, следовательно, возникла необходимость в комментариях. Создание комментариев, с одной стороны, привело к возникновению традиции обязательных толкований. а с другой — к появлению разночтений первоисточников. Брахмасутра (созданная в шестом веке н.э.) имела целью обобщение индуизма и поэтому известна также под названием Ведантасутра.
Параллельно с ведантой существовала школа, которая отдавала предпочтение оригинальным текстам. Она подчеркивала те разделы Вед. в которых говорилось об умиротворении богов и накоплении достоинств с целью достижения небесного блаженства. Существовала также система аргументации (шан-кхья), подчеркивавшая наличие двух сущностей: духа и материи. Материя бесчувственна, но дух воздействует на нее и вызывает изменения внутри материи. Он же отвечает за человеческий опыт и страдания. Философия йогов соблюдала принципы шан-кхья. но оставляла место для Ишвары. верховного, всеведущего. бессмертного учителя.
Многие философские направления имели параллели в ранних школах буддийской мысли при одном коренном различии. Буддизм отвергал концепцию возобновления индивидуального начала, считая, что все в мире преходяще. Для всех индуистских учений характерна вера в перманентность индивидуального начала (атмана).
Тремя великими толкователями Веданты были Шанкара (около 788-820 гг. н.э.). Рама-нуйя (умер в 1137) и Мадхва (около 1197-1276 гг. н.э.).

Шанкара


Шанкара написал комментарии к Брахмасутре и Бхагаватгите и. кроме того, создал ряд духовных трактатов и гимнов (так как он
был приверженцем Шивы). Благодаря ему началось возрождение индуистской философии в противовес буддизму, хотя он сам заимствовал у буддизма концепцию, что ничто — это реальность. а все — пустота. Мистик принимает это во внимание и становится независимым от мира, который является всего лишь иллюзией. О реальности нельзя сказать ничего; имеет значение только мистическое понимание. Таким образом, вводится понятие двух уровней правды. На нижнем уровне правды все временно и преходяще. Но именно там проходит большая часть жизни.
Для Шанкары мир — это иллюзия (майя). Даже само существование людей как отдельных индивидуумов тоже рассматривается. как иллюзия. Истина в том. что реально существует только одно — "атман брахмана", который пронизывает не только атман отдельного человека, но и все остальные. Он пытается увязать свою концепцию с Ведами, в которых Бог считается правителем майя. Но это. в свою очередь, влечет за собой вопрос о том. не является ли сам Бог иллюзией и создателем иллюзорного мира. Шанкара отвечает на это тем. что основная задача Бога быть самим собой. Каким бы ощутимо реальным ни казался мир с точки зрения высшего уровня Живые религии Востока
правды, он все равно не что иное, как иллюзия.

Рамануйя


Рамануйя выдвинулся на первый план благодаря сильному стремлению к бхакти.
Считалось, что движение бхакти представляло угрозу основанному на Ведах ортодоксальному течению брахманизма, но на самом деле Рамануйя старался отыскать точки соприкосновения двух учений с тем, чтобы ввести бхакти в рамки традиций классического индуизма. Он начал с признания авторитета Вед и вдохновляющей силы Бхагаватги-ты и написания комментариев к текстам Брахмасутры и Бхагават-гиты. Он считал космос телом Бога, но при этом Бог возвышается над материальным выражением мира, так же как индивидуальное начало доминирует над телом человека. Изменения в мире происходят в зависимости от желаний Бога. Следовательно, карму тоже следует понимать как манифестацию воли Бога.
Рамануйя толковал концепцию Упанишад "ты есть то" в том смысле, что не индивидуальное начало отождествляется с Богом, но что Бог является реальностью в каждом из начал. Таким образом, он защищал религию почитания и преданности от утверждения Шанкары о том, что спасение приходит изнутри. Спасение и освобождение, по мнению Рамануйи, есть дар свыше.
Мадхва
Мадхва придерживался веры джайнов в различие между душами и неживой материей. Вследствие этого он подчеркивал значение конкретности и множественности. Он выдвинул постулат о существовании внутри Бога таких черт, которые не могли существовать ни в одном другом существе. Таким же образом каждый человек отличается от всех остальных, и ни одно из последствий кармы не может повториться. Это значит, что в каждой душе есть что-то, что тем или иным образом определяет ее назначение.

Некоторые


индуистские боги


Боги ведического периода



Агни


Индра Варуна


Олицетворение
жиз- Бог неба Хранитель космическо-
ненной силы приро- и войны. го порядка, обладав-
ды, бог огня и
жер-
шии властью наказы-
твоприношений

.


вать или награждать.

Некоторые божества доарийского периода, почитаемые


до настоящего


времени.

С*


О

Десять воплощений


Брахма-


Сарасвати


(аватар) бога Вишну


творец


Супруга

1. Матсья


Господин все-
Брахмы,
Рыба, появляющаяся во время
го существую-
богиня
великого потопа, чтобы предупре-
щего. Он вы-
знаний,
дить человечество.
ходит за пре-
учения

2. Курма


делы всякого
и истины.
Черепаха, которая спасала богатст-
поклонения,

ва от потопа
поэтому едва


ли

существуют

3. Вараха


храмы, посвя-

Вепрь, поднявший землю из воды
щенные Брах-

во время потопа.
ме.

4. Нара-Симха


Человек-лев, который победил злых демонов.

С"

? Лакшми


5.

Вамана


Вишну


Карлик, победивший злых демонов.

хранитель


Жена

6. Паруша-Рама


Он контроли-
Вишну,
"Рама, держащий топор". Он унич-
рует судьбу
богиня
тожил кшатриев — членов касты
людей. Уста-
удачи и
воинов, которые пытались получить
новить близ-
красоты.
власть над всем миром.
кую связь с людьми Вишну помогают его

7. Рама-Чандра


Благородный герой эпической поэ-
10 воплощений. По своей природе

он



мы "Рамаяна". Он сражался против
зла и является олицетворением добродетели.
добр и благо-

8. Кришна


желателен.

Одновременно и одно из воплощений Вишну и бог сам по себе,


Кришна самый почитаемый из всех
Cf

?


богов. Он также является героем

Шива-


Кали/


многих мифов, выступая в них в качестве любовника, воина и царя.

разрушитель


Дурга



Источник
Супруга

9. Будда


добра и зла.
Шивы.
В переводе означает "просветлен-
Шива уничто-
"Великая
ный". Девятое воплощение Вишну
жает жизнь
Мать",
Гаутама Будда является основате-
и заново
символ
лем буддизма
творит ее.
суда и

10. Калки



смерти.
Десятому воплощению Вишну еще


предстоит прийти в этот мир.



mpedagog.ru