Релейно-контакторная схема управления электроприводом якорно-швартовного устройства (брашпиль).




repinskij-kosma-grigorevich-penzenskaya-duhovnaya-seminariya-istoricheskaya-zapiska-1901g.html
replika-k-diskussii-po-povodu-nabora-firmi-revell-normanni.html

Типовая контакторная схема электропривода якорно-швартовного устройства, применяемая для управления трехскоростным трехобмоточным асинхронным электродвигателем (АД) мощностью 75 кВт. Управление электроприводом производится посредством командоконтроллера с тремя рабочими положениями в двух направлениях вращения. Переключение контактов контроллера при различных положениях приводит к подключению обмотки статора с определенным числом полюсов и этим достигается регулирование скорости.

Схема симметрична (работает одинаково в сторону «Выбирать» и «Травить») и поэтому ее работа рассматривается только в положении «Выбирать».

Подготовка схемы к пуску:

Подаем питание на схему – включаем автоматический выключатель АВ(на схеме не показан, находится в щите управления), нажатием рукоятки включаем выключатель ВУ1.

В нулевом положении командоконтроллера при подаче напряжения на схему через размыкающие контакты реле РН и замкнутый контакт командоконтроллера К3 питание поступает на выпрямительный мост (ВП) и от выпрямителя получают питание реле напряжения РН, промежуточное реле РП1, и реле времени РУ. Реле РН срабатывает - перебрасывает свои контакты и замыкаются два других контакта, которые шунтируют контакты командоконтроллера К3 (подготавливается цепь нулевой защиты). Кроме того, в нулевом положении командоконтроллера через контакт К13, контакты грузового реле РГ и промежуточного реле РП2 получает питание катушка реле РП1. Его замыкающий контакт замыкается в цепи катушки контактора КС3, а размыкающий контакт размыкается в цепи контактора КС2. Другим замыкающим контактом промежуточное реле РП1 шунтирует контакт К13, через контакт К13 и контакт реле РП1 включается сигнальная лампа ЛС. – световой сигнал наличия напряжения в цепи. Срабатывает реле РУ (реле с выдержкой времени) и переключает свои контакты в цепи контактора КС3, т.е. размыкает свой контакт в цепи контактора КС3 и замыкает свой контакт в цепи контактора КС2. Схема готова к пуску.

При переводе рукоятки командоконтроллера в первое положение «Выбирать» замыкаются контакты командоконтроллера К5, К11 и К7, а контакты К3, К4 и К13 размыкаются. Через контакты К5 получает питание реверсивный контактор КВ(Вперед) и своими главными контактами частично подключает питание на двигатель. Через контакт К11 включается контактор тормоза КТ; происходит растормаживание двигателя тормозным магнитом ТМ, а после срабатывания контактора КТ, замыкается его блок–контакт и через замкнутый контакт К7 включается контактор первой скорости КС1. Его главные контакты подключают тихоходную обмотку статора двигателя, и начинается его работа на малой скорости, которая служит для втягивания якоря в клюз и для швартования с малой скоростью. Несмотря на размыкание контактов командоконтроллера К4 реле РУ через замыкающий контакт КС1 продолжает получать питание, а через другой замыкающий контакт КС1 (вместо разомкнувшихся контактов КТ) продолжает получать питание реле РН.

При переводе рукоятки командоконтроллера во второе положение размыкаются контакты К7, а К8 – замыкаются. В результате этого контактор КС1 теряет питание и отключает тихоходную обмотку, а по цепи ВУ1-РН-К5- КВ- К11-КТ-КС1-К8 получает питание контактор второй скорости КС2 и производит включение своей обмотки. Теперь реле РН питается через контакты КС2, а реле РУ выключается.

Если рукоятку командоконтроллера перевести в третье положение, то размыкаются контакты К8 и замыкаются К10. Размыканием контактов К8 отключается контактор КС2 и если к этому моменту выдержка времени у реле РУ окончилась, то замыкающий его контакт РУ(верхний) – разомкнется, а размыкающий РУ(нижний) – замкнется и включит контактор КС3(последний подключает быстроходную обмотку статора).

Если при быстром переводе рукоятки командоконтроллера в третье положение выдержка времени реле РУ еще не закончилась, то несмотря на разомкнутый контакт К8 через замкнутый контакт К10 и замыкающий контакт РУ продолжает получать питание контактор скорости КС2 и тем самым двигатель продолжает работать на второй скорости. Это происходит в течение выдержки времени реле РУ, а после истечения выдержки времени замыкающими контактами РУ происходит отключение контактора КС2, а размыкающими контактами РУ происходит включение контактора КС3. Таким образом, при быстром переводе рукоятки командоконтроллера из нулевого в третье положение двигатель неизбежно работает на второй скорости и затем плавно переходит на третью. Этим обеспечивается его плавный пуск.

При положениях котроллера «Травить» вместо контактов К5,К11 замыкаются контакты К6 и К12 и, соответственно включится уже другой реверсивный контактор КН (Назад). В результате замыкания главных контактов КН фазы сети, подключаемые к соответствующим фазам двигателя, меняются местами, и двигатель имеет обратное направление вращения. Последующее включение аппаратуры аналогичное с положением «Выбирать».

В схеме предусмотрены следующие виды защиты:

1. При снижении напряжения или его отключении происходит выключение реле РН, которое размыкает свои замыкающие контакты и отключает тем самым всю схему управления. После восстановления напряжения пуск эл.двигателя возможен только при возврате рукоятки командоконтроллера в нулевое положение (нулевая и минимальная защита). Выдержка времени реле РН исключает ложное срабатывание при кратковременном снижении напряжения или кратковременном отключении.

2. В случае больших перегрузок по току срабатывает одно из реле РТ1-РТ5 и отключает реле РН, эл.двигатель отключается от сети и затормаживается тормозом. При аварийной ситуации последствия срабатывания защиты от перегрузок ликвидируется выключателем ВУ-2. Нажатием на педаль и включением выключателя ВУ-2 при нулевом положении командоконтроллера получает питание реле РП2, которое своими замкнувшимися контактами шунтирует контакты тепловых реле. В этом случае исключается только работа на третьей скорости, т.к. размыкающие контакты КС3 исключают эту шунтирующую цепочку.

3. Индивидуальная защита третьей скорости от перегрузок выполнена с помощью грузового реле РГ. Нагревательный элемент этого реле (теплового реле) включен в силовую цепь обмотки и при перегрузки быстроходной обмотки срабатывает. Контакт РГ обесточит реле РП1 . Один из контактов РП1(нижний на схеме) разомкнется, отключая контактор КС3, а другой контакт РП1 (верхний на схеме) замкнется и через него включится контактор КС2 и двигатель автоматически перейдет работать на вторую скорость. О срабатывании грузовой защиты сигнализирует погасание сигнальной лампы ЛС. Если обстановка требует быстро включить третью скорость, то для этого следует при втором положении командоконтроллера включить выключатель ВУ-2. При этом включается реле РП2 и своим замкнувшимся контактом зашунтирует разомкнутый контакт РГ и подключит реле РП1. Последнее при переводе рукоятки командоконтроллера в третье положение подключит контактор КС3.

.

mpedagog.ru