Ректор Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, д




relyativistskij-mir.html
relyativizaciya-v-polisinteticheskom-yazike-adigejskie-otnositelnie-konstrukcii-v-tipologicheskoj-perspektive-stranica-3.html
имущественного комплекса




Создание научно-образовательного инновационного комплекса как основа реализации социальных перспектив в лесном секторе экономики
Ректор Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, д.б.н., профессор Селиховкин А.В.

Проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, д.т.н., профессор Уткин Л.В.
Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

В то же время, достаточно сложно найти такую отрасль экономики, которая в значительной мере затрагивала бы самые различные социальные аспекты жизни человека (здоровье, жилье, отдых, работа и т.д.) в России и имела бы столь значительные социальные перспективы, как лесной сектор. Поэтому любые решения, связанные с проблемами лесного сектора, так или иначе, оказываются наиболее заметными, влияют на все остальные сектора экономики и на уровень жизни людей в стране. Однако, как опять показывает мировой опыт, эффективные решения невозможны без реализации мероприятий по двум основным направлениям:

1. создание системы лесного образования, которая обеспечивает адекватную реакцию на динамично изменяющиеся потребности не только лесной отрасли, но и потребности личности, общества и государства;

2. создание системы научно-исследовательской и инновационной деятельности мирового уровня, ориентированной на потребности лесной отрасли и государства.

Оба направления могут быть реализованы в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии (СПбГЛТА) путем создания научно-образовательного инновационного комплекса в интересах экономического развития Северо-Западного региона и России в целом, а также создание полного цикла инновационной деятельности Академии: образование - фундаментальные научные исследования – прикладные научные исследования – передача результатов исследований потребителям – внедрение результатов исследований.


Реальность достижения поставленных целей обусловлена рядом уникальных исторически сложившихся возможностей и преимуществ Академии.

В академии работает большое количество специалистов высокой квалификации в самых различных областях, что является основой для эффективной научной деятельности. В лесотехнической академии накоплен значительный опыт консалтинговой и экспертно-консалтинговой деятельности, а также некоторый опыт инновационной деятельности. В направлении решения этих задач были созданы независимый Санкт-Петербургский Центр экспертизы в сфере лесного ком­плекса, Инновационный центр, Центр сертификации в лесной отрасли, Международный центр леса, Специализированный центр новых информационных технологий в лесном комплексе. В настоящее время в академии создаются центры коллективного пользования научным оборудованием (в том числе на базе уникальных научных установок), совместных центров научно-технической информации.

СПбГЛТА – один из немногих вузов не только в России, но и в мире, где сосредоточены и охвачены практически все направления и специальности лесной отрасли. Это обеспечивает эффективное взаимодействие различных направлений подготовки специалистов для лесной отрасли и корректировку учебных программ в соответствии с наиболее важными направлениями развития лесной отрасли. Кроме того, в академии в настоящий момент имеются структуры и опыт для трансформации стандартного образовательного процесса в систему инновационного образования, для реализации «опережающего» инновационного образования, которое заключается в постоянном обновлении магистерских программ и их адаптации к потребностям лесной отрасли на основе маркетинговых исследований. Это позволяет подготовить специалистов, способных без переподготовки и дополнительного периода обучения включиться в производственный процесс с учетом динамичных изменений в технике и технологиях лесной отрасли.

Необходимо отметить, что академия – это, прежде всего, уникальный имущественный и территориальный комплексы. Наличие этих комплексов позволяет достаточно просто решить проблему создания современной научно-образовательной инновационной системы, ориентированной на обеспечение лесного комплекса научно-обоснованными техническими решениями и высококвалифицированными кадрами.


В основе научной и образовательной деятельности Академии лежат возобновляемые и практически неисчерпаемые природные ресурсы – лесные экосистемы. Поэтому инвестиции в лесное образование и науку имеют наилучшие экономические и социальные перспективы.

Развитие научно-образовательного инновационного комплекса лесотехнической академии основывается на реализации рационального сочетания двух подходов. Первый - развитие инновационного образования; второй - «достройка» базовых элементов и инфраструктуры до новых форм.

Главными элементами реализации первого направления развития должны стать новые формы обучения, «опережающее» образование, конкурентная среда и постоянно обновляемые магистерские программы как промежуточный этап между разработкой и реализацией новых программ инновационного обучения в академии в целом.

Элементы второго концептуального подхода – это уникальный имущественный комплекс лесотехнической академии, сложившаяся система научных исследований, состав ученых, работающих в различных направлениях, но ориентированных на решение задач лесной отрасли, имеющиеся структурные подразделения и лаборатории.

Для достижения цели необходимо создать и реализовать целый ряд элементов инновационной системы, включая, прежде всего, эффективную систему маркетинга инноваций, учета изменяющейся лесной отрасли, спроса потребителей и рынка, эффективную информационную систему, центр трансферта технологий, центры коллективного пользования и т.д. Это вписывается в задачу Правительства РФ организации мониторинга состояния рынков инновационной продукции, анализа параметров и динамики их развития (Основные направления политики российской федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утверждено Председателем Правительства Российской Федерации М. Фрадковым 5 августа 2005 г. N2473п-П7.).

Эффективное использование имеющихся базовых элементов и инфраструктуры научно-исследовательской и образовательной деятельности требует реализации системы вертикальной и горизонтальной интеграции на отраслевой основе с участием техникумов (вертикальная интеграция) и вузов (горизонтальной интеграции), включая, прежде всего, вузы Северо-Запада России.


В целом на базе лесотехнической академии может быть создана вся базовая цепочка, обеспечивающая высокотехнологичное производство в области лесного комплекса, включающее фундаментальные исследования, инновационную деятельность, технико-внедренческие зоны, производство и подготовку кадров на самой современной основе. Этому способствует эффективное использование имущественного комплекса академии, который включает: здания и сооружения академии, расположенные на территории парка ЛТА, стадион, парк ЛТА, дендросад, оранжерея и лабораторный корпус ботанического сада, территория экспериментально-производственных мастерских, здания и сооружения на территории студенческого городка, Лисинский и Охтинский учебно-опытные лесхозы, спортивно-оздоровительные лагеря в поселках Стрельцово и Токсово Ленинградской области и в г. Адлер.

Решение социальных задач осуществляется одновременно с нескольких сторон.

Реализация научных исследований и инновационных проектов, которые направлены не только на получение экономического эффекта, но и решение наиболее актуальных задач в социальной сфере. Ярким примером этого аспекта является промышленное деревянное домостроение, развитие которого и расширение областей применения древесины в строительстве позволят в короткие сроки решать жилищную проблему в стране с минимальными затратами. Другим примером служит направление исследований, связанное с созданием и внедрением технологий переработки древесных отходов с получением биологически активных продуктов для медицины, сельского хозяйства и товаров технического назначения. Более отдаленными, но, несомненно, важными с точки зрения реализации социальных перспектив являются работы, связанные с получением новых древесных материалов с заданными физико-механическими свойствами, включая биотопливо.

Максимально возможная вовлеченность сотрудников в образовательный, научно-исследовательский и инновационный про­цессы академии, увеличение доли преподавателей, занимающихся научной деятельностью. Это влечет за собой повышение эффективности использования кадрового потенциала СПбГЛТА и, как результат, обеспечение конкурентоспособного уровня доходов профессорско-препо­давательского, учебно-вспомогательного, управленческого и административно-хозяйст­венного персонала академии; снятие социальной напряженности в преподавательской среде.


Расширение сферы образовательных услуг, ориентированных на региональные, российский и мировой образовательные рынки, повышение качества образовательного процесса. Это влечет за собой удовлетворение и обеспечение возрастающих требований лесного сектора к высококвалифицированным кадрам, и вовлечение значительных групп населения в высокотехнологичное производство.

С другой стороны повышение доли высокотехнологичного производства является причиной:

повышения спроса на квалифицированные научно-технические кадры,

оптимизацию их возрастной структуры,

повышение уровня доходов работников научно-технической сферы,

сохранение рабочих мест в этой сфере,

предотвращение оттока научно-технических кадров в другие страны,

сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров,

расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи в социально-экономической сфере, в науке и образовании.


Необходимо отметить, что все перечисленные выше социальные задачи тесно связаны между собой и решаются в комплексе.

Используя преимущества и возможности в рамках новых подходов инновационной деятельности в сочетании с инновационным образованием, и учитывая перспективность и важность социальных последствий, Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имеет реальные возможности реализации вышеперечисленных социальных перспектив на совершенно новом качественном уровне. В то же время, для их успешной реализации необходима, с одной стороны, соответствующая финансовая поддержка разрабатываемых мероприятий, а с другой стороны, изменение общественного мнения в сторону утверждения перспективности, важности и необходимости создания системы лесного образования, научно-исследовательской и инновационной деятельности на качественно новом уровне, ориентированной на потребности, прежде всего, общества и государства, а также лесного сектора экономики.


mpedagog.ru