РЕКОНСТРУКЦИЯ КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ Реконструкция коммунальных систем памятников архитектуры Учебный сайт

Реконструкция коммунальных систем памятников архитектуры




relef-polej-sevooborota-i-proyavlenie-erozii-pochvi.html
relef-s-izobrazheniem-ganeshi-sbornik-statej-mezhdunarodnij-centr-rerihov-master-bank-moskva-2006-udk-70-bbk-85.html
РЕКОНСТРУКЦИЯ КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
Хорошо это, или плохо, но современный горожанин уже не может жить без привычных удобств – отопления, горячей воды, канализации, кондиционирования. И относится это как ко вновь построенным домам, так и к исторической застройке. При этом именно эта часть городов является наиболее востребованной – ведь здесь обычно сосредотачивается и деловая, и культурная жизнь. Но старый городской ландшафт сегодня – это сложившаяся среда: целые районы здесь образованы очень старыми зданиями. Часть из них, как не имеющая культурно-исторической ценности, может быть снесена или радикально перестроена, в соответствии с современными требованиями. Но, как показывает практика, таких домов меньшинство. Обычно старинное сооружение – это имеющий общенациональную ценность памятник культуры, который обязательно надо сохранить для потомков.

Совершенно очевидно, что простое подведение новых сетей к таким районам может упереться в неспособность внутренних инженерных систем адаптироваться к новым требованиям. Эта же проблема возникает и при реставрации архитектурных сооружений. Ведь за два-три века они ветшают, и касается это в первую очередь не только фасадов, но, как говорят реставраторы, "начинки": потолочных перекрытий, балок, стен, разного рода труб и так далее. Если строить новый дом, что называется, "в чистом поле" или хотя бы в мало застроенном районе, то создать инфраструктуру и установить современное оборудование относительно легко. А как быть в случае плотной городской застройки? Как правило, для решения этой проблемы существует два основных пути – во-первых, это полное восстановление объекта по старинным технологиям без кардинальной реконструкции, и, во-вторых, модернизация памятника с применением современных технологий и оборудования.

Обычно, первый путь используется при реставрации ландшафтных объектов. Это вызвано объективными причинами – в этой ситуации проще восстановить функционирование памятника в том виде, в каком он был задуман архитектором. Очень часто такими памятниками являются городские парки, являющиеся не только частью национально-культурного достояния, но и зонами отдыха, которых в современных городах совсем не много. Например, знаменитая усадьба Воронцово на юге Москвы. В начале 2000-х годов Правительство Москвы приняло решение о восстановлении системы усадебных прудов. Она исторически сложилась в районе рек Раменки и Котловки. Каскад прудов в усадьбе был создан в середине XIX века с учётом природных особенностей территории. Так, на месте Большого Воронцовского пруда наблюдалось выклинивание грунтовых вод, а сделать собственно каскад позволил рельеф местности: разница в уровнях различных участков поверхности земли. Между прочим, помимо эстетической функции, у прудов было и чисто практическое назначение. Большой пруд обеспечивал накопление паводковых и родниковых вод и сброс излишков в нижние пруды каскада. В ХХ веке на территории паркового комплекса существовали трубчатые водосбросы. Их планируется заменить поверхностными – опять-таки не только для красоты, но и для создания наиболее надёжного и простого в эксплуатации гидротехнического сооружения. Между прочим, это решение аналогично применяемым в XVIII-XIX веках. При этом полностью сохраняются очертания прудов, характерные для периода расцвета усадьбы и запечатлённые на старинных планах, восстанавливаются острова, не используются тяжелые инженерные крепления берегов. Отдельные детали, касающиеся декоративного оформления берегов, мостиков и подходов, будут решаться на последующих стадиях проектирования и реконструкции парка. Заказчиком этой огромной работы является ГУП «Мосводосток».

Москвичи знают, что за последние годы была восстановлена система прудов в Кузьминках, постоянно поддерживается кусковский гидротехнический комплекс, пруды в Царицыно, других усадьбах Москвы и Подмосковья. Надо сказать, что, несмотря на стремление реставраторов полностью соответствовать замыслу творцов памятников, все же приходится использовать современное оборудование – обычно для отвода излишков воды в городскую ливневую систему. Это связано с тем, что во многом изменился не только окружающий ландшафт, но и рельеф, что делает невозможным отвод стоков самотеком. Разумеется, существовать всё это сегодня может лишь с помощью современного насосного оборудования.

К сожалению, полное восстановление исторической застройки с применением старинных технологий часто невозможно. Старинные здания, в отличие от садово-парковых объектов, как уже говорилось, очень плотно вписаны в современную городскую среду и активно эксплуатируются по назначению. Именно в этих случаях приходится прибегать к полной замене инженерной «начинки» таких сооружений. В частности, приведение в порядок коммуникаций – одно из главных условий реконструкции старинных объектов. Одна из существенных трудностей, с которой сталкиваются реставраторы архитектурных памятников, возникает из-за того, что перекрытия в домах XIX и начала ХХ века деревянные, а стены, как правило, каменные и очень толстые. Особый разговор ведётся о чудом сохранившихся в центре Москвы деревянных домах XVIII века так называемой "допожарной застройки" (имеется в виду пожар 1812 года, во время войны с Наполеоном). Стены здесь сами по себе нуждаются в консервации.

По этим и другим причинам очень часто производится отнюдь не реставрация старых зданий, предполагающая подновление и консервацию старинных материалов. Необходимой оказывается тотальная реконструкция, при которой невредимой остаётся только каменная коробка, остов дома, а вся «начинка», держащаяся на перекрытиях, уничтожается и заменяется современной.

Основная проблема, возникающая при реконструкции таких домов – это то, что система отопления и канализации в прошлые столетия существенно отличалась от современной. Начать с того, что дома отапливались каминами и предусматривалась сложная система дымоходов. Камины осуществляли и обогрев, и вентиляцию помещений. Был и другой способ – в подвале дома ставился паровой котёл, в стенах помещались трубы, а в комнатах – отдушины-воздуховоды, то есть небольшие отверстия, как правило декорированные красивыми решётками, через которые в помещение поступал чистый воздух. И получалось, что система отопления оказывалась одновременно и системой вентиляции. Сегодня невозможно отапливать дома таким образом. Приходится создавать коммуникации буквально «с нуля». Очевидно, что прокладка не только труб водоснабжения, но и различных кабелей, прежде всего электрических, предусматривает изменение конфигурации стен. Современные батареи дают иную влажность воздуха, чем в прошлые века, отчего многие старинные здания оказываются заражены грибком, поэтому для качественной реставрации требуется создание грамотных систем приточно-вытяжной вентиляции. В старых домах зачастую вообще не было предусмотрено горячее водоснабжение. Существует и проблема фундаментов: из-за скопления неоткачиваемой воды или близости грунтовых вод они приходят в аварийное состояние, и памятник оказывается под угрозой обрушения (эта проблема особенно остро стоит, например, в Иркутске). Выход – опять-таки в продуманном обустройстве современных коммуникаций и установке насосного оборудования.

Свою роль в разрушении старых стен играет и так называемая вибронагрузка – постоянное микроскопическое сотрясение из-за потока транспорта и проходящего под фундаментами метро, представляющее опасность для памятников архитектуры. Всем нам известно, что прокладка метро повредила знаменитый московский Пашков дом – старое здание Российской Государственной библиотеки. Поэтому реставраторы настаивают на необходимости сделать пешеходными зоны наибольшего скопления памятников культуры – как правило, это городские центры. Отчасти программа осуществлена в Москве. Главная идея – разгрузить исторический центр от транспортных потоков, которые формируются в объезд по двухуровневым магистралям. Сходные проблемы есть и в Костроме, Петербурге, да и во всех старинных городах России. Надо отметить, что снижение вибронагрузки на здание – это не только создание «тихой» городской среды. Как известно, инженерное оборудование – насосы, компрессоры и т.п. также могут создавать довольно значительные вибрации. Именно поэтому при реконструкции исторических объектов особое внимание следует обращать на виброгашение – обустраивать массивные цоколи для агрегатов и применять современные модели, с конструкцией, исключающей возникновение вредных колебаний.

В стране существует довольно много зданий, одинаково дорогих любому россиянину независимо от того, где он родился и живёт. Это Адмиралтейство или Эрмитаж в Петербурге, Дмитриевский собор во Владимире, древние храмы Старой Ладоги, Ферапонтов монастырь около Вологды, Ипатьевский в Костроме… Все они, в той или иной степени были реконструированы и оборудованы современными инженерными системами. К таким памятникам относится и здание Большого театра в Москве – главного, как ни считай, театра страны. Первое театральное здание на этом месте было построено в 1776-1780 гг. князем П. В. Урусовым и английским антрепренёром Медоксом. Общедоступный Петровский театр с пристроенным залом «для танцев и машкерадов» сгорел в 1805 г. Через 19 лет по проекту архитекторов О. И. Бове и А. А. Михайлова 2-го на его месте был построен казённый Большой театр (открыт 6 января 1825 г.). В 1853 г. он вновь сгорел «от неосторожности ламповщиков». В 1856 г. здание театра было вновь отстроено архитектором А. К. Кавосом – родственником прославленного русского художника рубежа XIX-XX веков А. Н. Бенуа.

В начале 2000-х годов Правительство Москвы приняло решение о реставрации и реконструкции здания Большого театра. Процесс начали с создания современной системы отопления, кондиционирования, вентиляции, пожаротушения и повышения давления. Сегодня в Большом театре установлено около семидесяти современных насосов. В исторической ретроспективе особенно важна автоматическая система пожаротушения, в которую входят насосы GRUNDFOS SP различной мощности. В системе гидрантов также установлено оборудование этого концерна, но другого типа - DNP.

Современное оборудование работает и в системах отопления и вентиляции, и включает различные типы насосов, предназначенных для осуществления циркуляции теплоносителей.

Как мы помним, старинные здания страдают от недостатка дренирования в фундаменте. В Большом театре водоотведение от цоколя осуществляется пятью насосами GRUNDFOS типа AP. Существует и система диспетчеризации здания, то есть автоматический контроль за действием всего оборудования (Control 2000). На примере этого замечательного здания видно, что комплексное решение проблемы сохранения памятника архитектуры сегодня вполне осуществимо с помощью современных технологий.

Реконструкцию Большого театра планируется закончить к 2008 году. Модернизация здания предполагает широкое использование современных технологий. Автоматизированы будут все рабочие процессы монтажа декораций, смены оперной и балетной сцен. Независимо от существующей каменной кладки будут установлены четыре опоры и новые фундаменты, принимающие на себя основные нагрузки во время эксплуатации театра.

Вопросы реконструкции инженерных коммуникаций в современных и старых зданиях – это вопросы отношения к качеству жизни и перспективам развития. Рачительное отношение к истории, культурному наследию – отличительная черта современных цивилизованных людей. Вряд ли властям следует экономить в этой области: по-настоящему комфортные, облагороженные памятники старины станут центром привлечения туристов и будут способствовать оживлению деловой активности не только в столичных мегаполисах, но и в провинции.
Пресс-служба компании ООО «ГРУНДФОС»

mpedagog.ru