РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА - Профессиональное образование 1. Функции лаборатории 2. Исходные теоретико-методологические позиции лаборатории Учебный сайт

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА - Профессиональное образование




rekonstrukciya-i-zastrojka-istoricheski-slozhivshihsya-rajonov-sankt-peterburga-stranica-6.html
rekonstrukciya-inzhenernih-sooruzhenij.html

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Несут гроссбух, приличный том,
весом почти в двухэтажный дом.
В.В. Маяковский
1. Абрамова А.Н. Внедрение достижений педагогической науки в практику работы средних профессионально-технических училищ. – М.: ВНМЦ ПТОМ,-1986.-32 с.
2. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев и др. Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988.-239 с.
3. Внедрение достижений педагогике в практику школы. Под ред. В.Е. Гмурмана. – М.: Педагогика, 1981.-144 с.
4. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1981.-160 с.
5. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995.-98 с.
6. Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации. – М.-1993.-114 с.
7. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, изд-во СамГПИ, 1994.- 164 с.
8. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус. 1980.-334 с.
9. Лазарев В.С. Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа. 1993.-48 с.
10. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М.: Высшая школа. 1987.-199 с.
11. Новиков А.М. Как работать над диссертацией. М.: Педагогический поиск. 1994.-148 с.
12. Новиков А.М., Олифиренко Т.И. Организация работы методиста с педагогическим коллективом на диагностической основе. – М., /ИРПО/, 1995г.-86 с.
13. Олифиренко Т.И., Новик Р.Л., Система работы с передовым педагогическим опытом. – М., /ИРПО/, 1994 г.
14. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа. 1994.-62 с.

Приложение 1.

ПРИМЕР ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Лучшим каждому
кажется то, к чему он
имеет охоту.
К. Прутков «Плоды раздумий».

Программа лаборатории исследования проблем лицейского педагогического образования при Волгоградском педагогическом лицее


1. Функции лаборатории


1.1. Лаборатория исследования проблем лицейского педагогического образования разрабатывается систему научно-методического обеспечения экспериментальной площадки Министерства образования РФ на базе Волгоградского лицея (областной экспериментальной мужской средней школы-интерната педагогического профиля).
1.2. Выступая в качестве научно-методического центра инновационного эксперимента, лаборатория осуществляет разработку:
– теоретико-методических основ непрерывного педагогического образования с приоритетным вниманием к начальной степени профессиональной подготовки учителя высокой квалификации;
– программно-методического обеспечения научно-поискового и формирующего эксперимента, направленного на разработку системной модели педагогического лицея как качественно новой формы начального педагогического образования;
– системы непрерывного внедрения в практику и коррекции результатов научных исследований, обосновывающих содержание и технологии общей и профессиональной подготовки будущего учителя с учетом специфики лицейского образования.

2. Исходные теоретико-методологические позиции лаборатории


2.1. Излагаемые далее позиции (идеи) призваны определить область и проблематику исследований лаборатории, место педагогического лицея в системе непрерывного педагогического образования, научные основы разработки целей, содержания и процессуально-методических аспектов деятельности лицея как специфического учебно-воспитательного учреждения.
2.2. Исходным основанием исследования и проектирования педагогического образования на всех его этапах является представление о природе педагогической деятельности. В качестве ее сущностных черт, на которые ориентируется дальнейшее исследование, нами выделяются:
2.2.1. Предметное поле педагогической деятельности, включающее в себя:
– воспитанника, в качестве объекта и субъекта педагогического процесса;
– область общественной культуры, к которой данный учитель приобщает своего воспитанника;
– процесс педагогического общения как специфический механизм социализации.
2.2.2. Содержание педагогического образования, соответствующее такому представлению о предметно-креативном поле педагогической деятельности, включает в себя 3 базовых области: воспитанник – предмет (содержание) – педагогическая технология.
2.2.3. Поскольку педагогическая деятельность не существует в «чистом виде», а всегда развертывается на базе каких-то других деятельностей и отношений (учение, краеведение, спорт, сотрудничество и др.), то возникает необходимость определить

сущность собственно педагогического действия и отношения

, что позволит в дальнейшем выделить специфику педагогического образования, его отличие от всякой другой профессиональной подготовки. Педагогическими в собственном смысле слова являются такие действия учителя, когда им целенаправленно создаются условия, ставящие ученика в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемого учителем. Собственно педагогическим общением является обмен ценностями, побуждениями, смыслами, а не только информацией как таковой.
2.2.4. Профессиональное педагогическое мышление учителя основываются на целостном отражении педагогической ситуации, многовариантном ее видении и разработке системы педагогических задач, направляющих его деятельность.
2.2.5. Выполнение учителем профессионально-педагогических функций включается массу компонентов, которые не могут быть квалифицированны как собственно «деятельность», а выступают как спонтанное межличностное общение, сопереживание, проявления общечеловеческого морального права исправлять людские пороки. Но вместе с тем эти общечеловеческие акции выполняются учителем также профессионально и предполагают целенаправленное формирование его жизненно-человеческого опыта, что тоже, в свою очередь, является составной частью педагогического образования.
2.2.6. Рационально-технологические компоненты педагогической деятельности неотделимы от иррационально-спонтанных, импровизированных, предполагающих эстетизм, художественность, известную театрализованность поведения, технику презентации собственной личности.
2.3. Педагогическая деятельность как ведущий инструмент социализации человека есть не только профессия, но и одна из сущностных сил, функций человека, его природное предназначение оказывать влияние на духовный мир другого человека, в силу чего можно предположить, что к овладению основными педагогическими функциями (прежде всего воспитательными) предрасположено большинство молодых людей.

3. Непрерывное педагогическое образование как целостная система


3.1. Область педагогического образования – овладение личностно-ориентированной педагогической деятельностью. Она осваивается будущими педагогами на нескольких уровнях:

на уровне философии и методологии образования,

раскрывающих место педагогической деятельности во всеобщей связи социальных явлений;

на уровне общей педагогики,

определяющей характеристики педагогической деятельности как целостности, методологии проектирования педагогических процессов;

на технико-процессуальном уровне

, где представляются психологические, методические, педагого-технологические аспекты педагогического процесса;

на предметно-содержательном уровне,

предполагающем освоение специального предмета как предметно-содержательной области педагогического общения.
3.2. Логика личностно-профессионального развития будущего учителя представляется в общем виде как последовательность жизненно-образовательных этапов:
– этап общекультурного развития личности (допрофессиональная подготовка);
– этап раннего профессионального развития (довузовская профессиональная подготовка);
– этап мотивационного обеспечения профессионального выбора (довузовское и начальные курсы вузовского обучения);
– этап овладения целостной педагогической картиной действительности и базовыми профессиональными умениями;
– этап овладения опытом профессионального поведения, деятельности и общения в реальных педагогических ситуациях (завершающий период вузовского педагогического образования);
– этап адаптации и исходного уровня профессионализма;
– этап педагогического мастерства и разработка элементов авторской педагогической системы;
– этап педагогического новаторства.
3.3. Период лицейского образования в соответствии с предложенной логикой реализует этапы общекультурного развития будущего учителя, мотивационного обеспечения профессионального выбора и освоения базовых элементов профессиональной деятельности. Таковы функции лицейского этапа в системе непрерывного профессионального педагогического образования.

4. Проблематика исследования лицейского педагогического образования


4.1.

Теоретико-методологический уровень разработки проблемы

.
Педагогическая деятельность и отношения во всеобщей связи явлений социального мира. Педагогическое сознание общества и тенденции его развития. Личность учителя, ее становление и самореализация. Природа педагогической деятельности и общения. Социально-экономические условия эффективности труда сельского учителя. Методология и методы исследования проблем ранней профессиональной подготовки учителя.
4.2.

Теоретические основы педагогического образования на его начальной стадии

.
Модель педагогической ситуации как основание для разработки содержания образования будущего учителя. Теоретико-методологические основ разработки профессиограммы учителя. Отражение в профессиограмме педагога специфики учительской деятельности на селе. Модель выпускника педагогического лицея. Преемственность различных этапов педагогического образования. Теоретико-методологические регулятивы отбора элементов содержания педагогического образования с учетом специфики лицея. Пути реализации профессионально-педагогической направленности общеобразовательных и специальных предметов в лицее.
4.3.

Формирование профессиональной направленности будущего учителя в условиях лицея

.
Технология отбора лицеистов. Ранняя диагностика педагогических способностей. Дидактические основы учебного плана и профессионально-ориентированных учебных программ. Единство учение, самообразование и самовоспитание лицеистов.
Психологический климат в ученическом коллективе мужского лицея. Факторы стабильности и гармонии развития личности молодого человека в условиях профессионально-ориентированного учебного процесса в лицее. Формирование ценностного отношения к профессии будущего учителя.
Профессиограмма выпускника лицея. Диагностика профессиональных и личностных черт будущего учителя. Технологии профессионально направленных учебных ситуаций. Методы имитационного моделирования и учебно-деловых игр в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. Специфика воспитательного процесса в педлицее. Включение лицеистов в профессионально значимые виды деятельности.
4.4.

Педагогический коллектив лицея и условия его развития

.
Профессиональный портрет преподавателя лицея. Специфические условия отбора, адаптации и профессионального развития педагогов в лицее. Научно-методическая работа. Инновационные процессы в педлицее. Управленческая деятельность администрации. Стратегические и тактические решения. Целевая программа управления лицеев. Психологический климат и нравственная обстановка в лицее.
Социальные связи педагогического лицея.
Заведующий лабораторией исследования проблем
лицейского педагогического образования
В.В. СЕРИКОВ


mpedagog.ru