Основная Рекомендуемая литература - Контрольная работа содержит шесть практических заданий по основным темам курса логики Дополнительная ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – Учебный сайт

Рекомендуемая литература - Контрольная работа содержит шесть практических заданий по основным темам курса логики




rekomenduemie-temi-kontrolnih-rabot-po-discipline-tamozhennoe-pravo1.html
rekomenduemie-tipi-pokritij-polov.html
Рекомендуемая литература

Основная

  1. Ларина, Л. Ю. Логика : учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения / Л. Ю. Ларина. – Орел : ОрелГТУ, 2008. – 88 с.


Дополнительная

  1. Войшвилло, Е.К. Логика : учебник для студентов высших учебных заведений / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. – М. : Владос-Пресс, 2001. – 528 с.

  2. Гетманова, А.Д. Логика : учебник для вузов / А.Д. Гетманова. – М. : Омега-Л, 2006. – 415 с.

  3. Ивлев, Ю.В. Логика : учебник / Ю.В. Ивлев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2006. – 286 с.

  4. Ларина, Л.Ю. Логика : учебное пособие / Л.Ю. Ларина. – Орел : ОрелГТУ, 2005. – 192 с.

  5. Ларина, Л.Ю. Логика : учебное пособие. Ч. 2. / Л.Ю. Ларина. – Орел : ОрелГТУ, 2005. – 114 с.

  6. Рузавин, Г.И. Логика : учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 256 с.



Пример выполнения ВАРИАНТА контрольной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –



УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Факультет Дистанционного обучения
Контрольная работа

по дисциплине «Логика»


Вариант № 101


Работу выполнил(а) студент(ка)

Иванова И.И.

группа 1-1Б



г. Орел


Замечания по работе

Работу проверил(а)

Ларина Л.Ю.

Отметка о зачете дата «____» _________2012 г.


Подпись преподавателя ________________

Орел 2012

Содержание
Задание 1 ………………………………………..………………………. 50

Задание 2 ………………………………………..………………………. 50

Задание 3 ……………………………………..…………………………. 51

Задание 4 ………………………………………..………………………. 51

Задание 5 …………………………………………..……………………. 52

Задание 6 ……………………………………………..…………………. 52

Задание 7 ………………………………………………..………………. 53
Задание 1

Запишите суждение на языке логики предикатов:

«Москва – столица России».


Решение:

Обозначим:

а – Москва;

Р – столица России.


Получим формулу на языке предикатов: Р(а).


Задание 2

Всеми возможными способами обобщите понятие:

«контрольная работа по логике».


Решение:

Объем данного понятия – «работа».

Содержание – «контрольная», «выполняемая по логике» (признак-отношение «выполняемая» присутствует в содержании понятия в неявной форме, то есть подразумевается, хотя и не высказывается).

Применяем традиционный способ обобщения:



х(Р(х)Q(x))xP(x).

Получим: «контрольная работа по логике» – «контрольная работа» – «работа».

Применяем дизъюнктивный способ: xP(x)x(P(x)Q(x)).

Получим: «контрольная работа по логике или математике». Можно предложить и другой вариант, например: «контрольная или творческая работа по логике».

Так как в содержании понятия есть признак-отношение «выполняемая по…», причем это отношение к предметной константе «логика», можно использовать еще один способ, а именно введение существования: xP(x,a)xyP(x,y). Для нашего понятия: «контрольная работа по некоторой дисциплине».


Задание 3

Охарактеризуйте определение понятия (установите вид; подумайте, соблюдены ли правила; если правила не соблюдены, укажите, какая именно ошибка допущена и почему):

«Теодицея – философско-богословское учение».


Решение:
Дефиниендум – «теодицея».

Дефиниенс – «философско-богословское учение».


Вид определения: реальное, явное, сущностное.
Правило соразмерности (объемы дифиниендума и дефиниенса должны совпадать) не соблюдается, так как понятие «философско-богословское учение» шире, чем понятие «теодицея» (теодицея – это только одно из многочисленных философско-богословских учений). Совершенная ошибка носит название «широкое определение».

Определение не должно содержать в себе круг. Данное правило соблюдается.

Определение должно быть ясным. Это правило также соблюдается.

Определение по возможности не должно содержать в определяющем понятии отрицательных признаков. Отрицания в определении нет, правило также соблюдается.


Задание 4

Используя «логический квадрат», определите отношения между суждениями:

Некоторые дедуктивные умозаключения дают достоверное знание. /

Все дедуктивные умозаключения дают достоверное знание.
Решение:
Суждение «Некоторые дедуктивные умозаключения дают достоверное знание» - частноутвердительное. Такие суждения обозначаются буквой I.

Суждение «Все дедуктивные умозаключения дают достоверное знание» - общеутвердительное. Такие суждения обозначаются буквой А.

Смотрим по «логическому квадрату»: между суждениями А и I отношение подчинения.


Задание 5

Сделайте логическое отрицание суждения, если нужно, приведя его к логической форме:

«Любой человек стремится избежать страдания».


Решение:
Данное суждение можно рассматривать как категорическое, а именно – общеутвердительное. Согласно правилу отрицания категорических суждений, отрицанием общеутвердительного суждения будет суждение частноотрицательное.

Таким образом, получаем отрицание:

«Некоторые люди не стремятся избежать страдания».


Задание 6

Осуществите операции обращения и превращения суждения:

«Некоторые общие суждения имеют распределенный предикат».


Решение:

Логическая форма данного суждения:

«Некоторые общие суждения (S) есть суждения, имеющие распределенный предикат (Р)».


Это суждение является частноутвердительным. Форма превращения для частноутвердительного суждения:

Некоторые S есть Р.

Некоторые S не есть не-Р.
Для нашего суждения получаем:

Некоторые общие суждения (S) есть суждения, имеющие распределенный предикат (Р).

Некоторые общие суждения (S) не есть суждения, не имеющие распределенный предикат (не-Р).
Форма обращения для частноутвердительного суждения:

Некоторые S есть Р.

Некоторые Р есть S.
Обращение для нашего суждения:

Некоторые общие суждения (S) есть суждения, имеющие распределенный предикат (Р).

Некоторые суждения, имеющие распределенный предикат (Р) есть общие (S).
Задание 7

Проведите логический анализ силлогизма (укажите его термины, фигуру и модус, определите правильность):
Некоторые философы являются представителями «философии жизни».

Ф. Ницше – философ.

Ф. Ницше является представителем «философии жизни».


Решение:
Определяем термины силлогизма:

Некоторые философы (М) являются представителями «философии жизни» (Р).



Ф. Ницше (S) – философ (М).

Ф. Ницше (S) является представителем «философии жизни» (Р).


Большая посылка – «Некоторые философы (М) являются представителями «философии жизни» (Р)».

Меньшая посылка – «Ф. Ницше (S) – философ (М)».
Определяем модус силлогизма:

Большая посылка является частноутвердительным суждением (I); меньшая посылка – общеутвердительное суждение (А); заключение – также общеутвердительное суждение (А).

Таким образом, модус данного силлогизма: IAA.
Определяем фигуру данного силлогизма:

S

М



М

Р

Это первая фигура.


Устанавливаем правильность силлогизма:

Проверяем, соблюдены ли общие правила силлогизмов.



  1. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением. Данное правило соблюдено: общим суждением является меньшая посылка силлогизма.

  2. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением. Данное правило также соблюдено: утвердительными суждениями являются обе посылки.

  3. При частной посылке заключение должно быть частным. Это правило не соблюдается: большая посылка силлогизма является частным суждением, а заключение – общим.

  4. При отрицательной посылке заключение должно быть отрицательным. Это правило не относится к нашему примеру: в силлогизме нет отрицательной посылки.

  5. При двух утвердительных посылках заключение должно быть утвердительным. Правило соблюдено.

  6. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок.

  7. Термин, не распределенный в посылке, не должен быть распределен в заключении.

Указываем распределенность терминов, чтобы проверить выполнение шестого и седьмого правил:

Некоторые философы (М-) являются представителями «философии жизни» (Р-).



Ф. Ницше (S+) – философ (М-).

Ф. Ницше (S+) является представителем «философии жизни» (Р-).


Как видим, шестое правило не соблюдено: средний термин (М) в обеих посылках нераспределен. Седьмое правило соблюдено.
Проверим, соблюдается ли специальное правило первой фигуры: меньшая посылка должна быть утвердительной, а большая - общей.

Как видим, специальное правило в нашем примере также не соблюдается: меньшая посылка утвердительная, а вот большая является не общим, а частным суждением.


О том, что силлогизм неправильный, свидетельствует также и то, что модуса IAA нет среди правильных модусов первой фигуры. 1 2 3 4 5 6 7 8 УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС

mpedagog.ru