Рекомендуемая дополнителья литература: Бузыги, А




rekomenduemaya-osnovnaya-literatura-programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti.html
rekomenduemaya-sistema-udobreniya-v-polevom-sevooborote.html
Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

6.2. Рекомендуемая дополнительная литература:


Бузыгина, А. А. Детская организация «Атлантида» / А. А. Бузыгина, Е. В. Веселова // Классный руководитель. – 2009. - №9. – С.56 – 64.

Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко [и др.] ; под общ. ред.В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – Москва : Просвещение, 2006.

Герасимова, Е. В. Школьная Демократическая Республика «МИР» / Е. В. Герасимова // Классный руководитель. – 2008. - №4. – С. 3-24.

Голованова, Л. Е. Роль классного руководителя в школе полного дня / Л. Е. Голованова, Ю. Д. Шараборова // Классный руководитель. – 2008. - №5. – С. 84-86.

Головнева, Е. В. Теория и методика воспитания : учебное пособие (ГРИФ). – Москва : Высшая школа, 2006.

Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания : личностно-социальный подход : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. – 2-е изд., стер. (ГРИФ). – Москва : Академия, 2008.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / под ред. Н. Л. Селивановой – Москва : Просвещение, 1998

Евграфова, Е. А. Детское общественное объединение «РАДОР» / Е. А. Евграфова // Классный руководитель. – 2009. - №9. – С.65 -71.

Жилянина, А.Н. Планирование и анализ состояния и результатов процесса воспитания и жизнедеятельност учащихся в классе / А.Н. Жилянина // Классный руководитель. – 2010. - №4. – С.29-30.

Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания : книга для учителя / И. П. Иванов. – Москва : Просвещение, 1990. – 143с.

Камакин, О. Классный руководитель и детское общественное объединение / О. Камакин // Воспитание школьников, 2009. - № 5. – С.9-12

Классному руководителю о воспитательной системе класса : метод. пособие / Под ред. Е .Н. Степанова. – М., 2000

Классные часы. 4 класс : учебно-методическое пособие / [авт.-сост. : Т. Н. Максимова, Н. Н. Дробинина. - нов. изд. – Москва : ВАКО, 2012. -207 с.


Комова, И. И. Коммунарская методика в системе ученического самоуправления / И. И. Комова // Классный руководитель. – 2008. - №4. – С. 36-41.

Коржакова, О. В. Система работы классного руководителя с родителями / О.В. Коржакова // Классный руководитель. – 2008. - №5. – С. 46-41.

Кузьмина, Е. В. Моя программа воспитательной работы с классом. / Е. В. Кузьмина. // Классный руководитель. – 2008. - № 4. – С. 58-65.

Макаренко, А. С. "Проектировать лучшее в человеке..." / А. С. Макаренко. – Минск : Университетское, 1989. – 415с.

Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / [авт. : Л. А. Бойкова, Л. К. Гребенкина [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2006. – 158с.

Неволина, И. Я. Самоанализ деятельности классного руководителя / И. Я. Неволина // Классный руководитель. – 2009. - № 7. – С. 67-69.

Остапенко, А. А. Уклад школы : педагогический анализ : из чего складывается школьная воспитательная среда? / А. А. Остапенко. – Москва : Чистые пруды, 2010. – 31с.

Панфилова, И. В. Взаимодействие классного руководителя по преодолению педагогической запущенности / И. В. Панфилова // Классный руководитель. – 2008. - №5. – С. 72-73.

Педагогика : учебник для педагогических учебных заведений / В. В. Краевский, А. Ф. Меняев, П. И. Пидкасистый [и др. ] ; под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва : Педагогическое общество России, 2004.

Педагогика : Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. А. Юзефавичус [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. (ГРИФ) – Москва : Проспект, ТК Велби, 2008.

Педагогика : учебное пособие / Б. З. Вульфов, Л. В. Ермоленко, В. Д. Иванов [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва : Высшее образование, 2007.

Планирование воспитательной работы в классе : методическое пособие / под ред. Е. Н. Степанова. – Москва : Сфера, 2001.

Плинер, Я. Г. Воспитание личности в коллективе : пособие для зам. директора школы по воспитанию и кл. руководителей / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов. – Москва : Педагогический поиск, 2000.

Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. Процесс воспитания : в 2 книгах : учебник для педагогических вузов / И. П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС. – ( Учебник для вузов). Кн. 2 : Процесс воспитания. – 2006.

Поляков, С. Д. Технологии воспитания : учебно-методическое пособие / С. Д. Поляков. – Москва : ВЛАДОС, 2003.

Работа с родителями : пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М. П. Осипова, Г. А. Бутрим, И. А. Мельничук [и др.] ; под общ. ред. : М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. – Минск : Экоперспектива, 2003.

Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания : Коллективная монография / АПН СССР, НИИ общих проблем воспитания ; под ред. В. М. Коротова ; Редкол. : Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, Э. И. Моносзон [и др. ]. – Москва : Педагогика, 1989.

Родительские собрания : пособие для классных руководителей / Сост. Г. С. Семенов ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – Москва : Школьная Пресса, 2005.

Савичева, И. Б. Классная газета как средство развития детского самоуправления / И. Б. Савичева // Классный руководитель. – 2008. - №4. – С. 42-44.

Селиванова Н.Л. Как работают с классом за рубежом / Н.Л. Селиванова // Классный руководитель. – 2007. - №7. – С. 69-74.

Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания : учебное пособие для вузов / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. – Москва : Академия, 2005.

Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе : Учебно-методическое пособие / В. П. Сергеева. - 2-е изд., испр. – Москва : ЦГЛ, 2003.

Сластенин В. А. Педагогика : Учебник для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 8-е изд.,стер. (ГРИФ). – Москва : Академия, 2008


Смирнов С. А. Педагогика : Педагогические теории, системы, технологии : учебник для вузов / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова ; под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – Москва : Академия, 2007.

Степанов, В. М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе : учебно-методическое пособие / В. М. Степанов, О. А. Лапина, А. П. Макаровская ; РАО. – Москва : Издательство МПСИ, 2000.

Стефановская, Т. А. Классный руководитель : функции и основные направления деятельности : учебное пособие для вузов / Т. А. Стефановская. – Москва : Академия, 2006.

Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа : обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. – Изд. 2-е. – Москва : Просвещение, 1979.

Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Изд. 5-е. – Киев : Радянська школа, 1974.

Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива : (методика воспитательной работы) / В. А. Сухомлинский ; пер. с укр. Н. Дангуловой. – Москва : Молодая гвардия, 1975.

Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. – Москва : Просвещение, 1981.

Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : В 3 т ./ В. А. Сухомлинский ; [ Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская ] ; АПН СССР. – Москва : Педагогика. Т. 3.–1981.

Сычев, Г. В. Долгосрочная игра как средство развития детского самуправления \ Г. В. Сычев // Классный руководитель. – 2008. - №4. – С.45-51.

Тищенко, О. И. Школьная ассоциация нового соуправления ШАНС / О. И. Тищенко // Классный руководитель. – 2008. - №4. – С.25-35.

Черкасова, В. Б. Опыт работы классного руководителя по преодолению вредных привычек / В. Б. Черкасова // Классный руководитель. – 2008. - №5. – С. 73-74.

Шварева, О. В. Теория и методика воспитания : использование кейс-метода при изучении раздела "Коллектив как объект и субъект воспитания" : методическое пособие / О. В. Шварева, А. Г. Яковлева ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : Издательство ТГПУ, 2007.


Щуркова, Н. Е. Профессиональное мастерство классного руководителя : методическое пособие / Н. Е. Щуркова. – Москва : Айрис-пресс [и др.], 2007. – 159с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочие программы по теории и методике воспитания, составленные преподавателями кафедры СП ПФ; библиотечные фонды ТГПУ.

Рекомендуется использовать следующие Интернет-ресурсов:

ucheba.com/.../podpiska_vosprabota.htm

www.prosmi.ru/catalog/3034

www.detskiysad.ru/ped/ped230.html

www.pedagog.by/vnprez.html

uchebniy-school.ucoz.ru/load/...rabota/.../27

junost-klin.ucoz.ru/index/0-11

school168.edusite.ru/p10aa1.html

www.specialschool.ru/school/?id=156

festival.1september.ru/articles/417967/

pedsovet.su/load/55-1-0-813

www.schoolnet.by/~stankovo/Zdorovye.htm

gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./...

imc.rkc-74.ru/catalog/res/1a64124a-da44-1c39-7889.../view/

baxrefer.ru/15/dok.php?id=rk105

http://www.yarcdu.ru/page-210


6.4. Материально – техническое обеспечение дисциплины


№п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения


Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Методика и технология воспитания как способы осуществления педагогической деятельности

Видеопрезентация учебного материала.

Дидактические таблицы.

Мультимедийное оборудование

2.

Система деятельности педагога-воспитателя

Видеопрезентация

учебного материала.

Тесты


Мультимедийное оборудование

3.

Методика работы с детским коллективом

Видеопрезентация

учебного материала.

Тесты

Видеоколлекция методов обучения и воспитания

Мультимедийное оборудование

4.

Методика организации взаимодействия семьи и школы

Видеопрезентация учебного материала

Тесты

Мультимедийное оборудование


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Содержание учебной программы дисциплины «Методика воспитательной работы» реализуется посредством лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-пресс-конференция.

Рекомендуемые виды семинаров:    вопросно-ответный семинар, развернутая беседа, семинар с использованием докладов, семинар с использованием рефератов, теоретическая конференция, семинар-пресс-конференция, комментированное чтение первоисточников, семинар по методу малых групп


Семинар-экскурсия (посещение воспитательных мероприятий), семинар-дискуссия, семинар-деловая игра, семинар-контрольная, семинар-коллоквиум.

Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных ситуаций), дискуссия, имитационные упражнения, мозговой штурм, деловая игра, метод проекций, консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ ситуаций, составление кроссвордов, опорных схем (с использованием техники кодирования информации), разработка тестовых заданий, сценариев учебных (игровых) ситуаций, планов дискуссий, формулирование вопросов к обсуждению.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое тестирование, собеседование (зачет).
7.2. Методические рекомендации для студентов.

7.2.1. Подготовка к семинарским занятиям.

Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать опыт самостоятельного мышления по проблемам дидактики.

В процессе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, можно обращаться к конспекту во время выступления.

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.


Подобрав, проработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии. Для этого следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике.

Выписки (тезисы) – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора.

Аннотация – краткое обобщение содержания работы (узловых, простых вопросов работы).

Конспект – наиболее сложная по форме запись, при составлении которой у студентов чаще возникают трудности. Составление конспекта вырабатывает навыки письменного изложения рассматриваемых вопросов, четко формулировать мысли и четко их излагать. Конспект текста это его развернутые тезисы, которые содержат доказательства. Конспекты могут быть текстуальными и тематическими. В первом случае прослеживается план изложения материала, во втором – содержание темы.

Для конспектирования существуют следующие правила:

Прежде всего, обязательно указываются выходные данные источника или наименование произведения, год и место его издания, количество страниц.

Обязательно оставляется место для последующих уточнений и дополнений широкие поля конспекта.

Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом.

Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать.

Необходимо выделять отдельные, наиболее важные положения (подчеркивать цветными карандашами, маркерами, выделять печатными буквами и т.п.).


В тематический конспект включаются выписки и тезисы из одного или нескольких текстов, посвященные одной и той же проблеме.

Самостоятельность студентов в овладении учебным материалом проявляется в творческом обсуждении этих вопросов во время аудиторных занятий. Высказывая свое мнение, анализируя прочитанное, подкрепляя учебный материал примерами из образовательной практики, студенты глубже осмысливают и закрепляют его в памяти.

Проверка усвоения изученного материала также осуществляется в ходе семинаров. С этой целью преподаватели периодически проводят 10-15 мин. письменные контрольные работы. Они проводятся, как правило, по вопросам изучаемой на семинаре темы и студенты о них заранее не предупреждаются. Результаты контрольных работ учитываются в журнале успеваемости. По итогам изучения крупных разделов программы обязательно проводится рубежный контроль в форме письменных контрольных работ по всем темам раздела с обязательной их оценкой, оценка рубежного контроля обязательно учитываетсяпри устном экзамене по итогам курса.
7.2.2. Подготовка рефератов.

Написание реферата является:

одной из форм обучения, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов;

одной из форм научной работы, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.

Реферат как форма обучения студентов – то краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами.

При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы.

Темы рефератов определяются кафедрой и содержатся в программе курса. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.


Целью написания рефератов является:

привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);

привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;

приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста;

выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.

Основные задачи студента при написании реферата:

с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции;

верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;

уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.

Требования к содержанию:

- материал, использованный в реферате, должен относиться строго к выбранной теме;

- необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно, но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.)

- при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам;

- реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу, с которой Вы солидарны.

Структура реферата.

1. Начинается реферат с титульного листа. (См. приложение 1)

2. За титульным листом следует Оглавление. Оглавление – это план реферата, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится.


3. Текст реферата. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение.

а) Введение – раздел реферата, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы.

б) Основная часть – это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст реферата может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует "перегружать" текст.

в) Заключение – данный раздел реферата должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить проблемы, которые "высветились" в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе.

4. Список литературы. В данном списке называются как та литература, на которую ссылается студент при подготовке реферата, так и вся иная, изученная им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее 5 разных источников. Работа, выполненная с использованием материала, содержащегося в одном научном источнике, является явным плагиатом и не принимается. Оформление списка литературы должно соответствовать требованиям библиографических стандартов. (См. оформление списка рекомендуемой литературы в рабочей программе)


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

mpedagog.ru