Рекомендовано _______________ «____»__________200__ г




rekomenduemaya-literatura-professionalnoe-obrazovanie.html
rekomenduemaya-literatura-pskov-2006-vmesto-predisloviya.html
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Учебно-методическое объединение по образованию в области

приборостроения и оптотехники

Рекомендовано

_______________

«____»__________200__ г.


ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки

__________________200400__ОПТОТЕХНИКА___________________


Профиль подготовки

200400.04. Оптические технологии и материалы

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

_____________очная_______________


Санкт-Петербург 2009


СОДЕРЖАНИЕ


1. ЦЕЛИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Перечень требуемых компетенций выпускника вуза по данной образовательной программе.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Структурно-логические связи содержания учебных дисциплин, практик, НИРС образовательной программы.

4.2. Соответствие формируемых компетенций и составных частей Пр ООП.

4.3. Календарный учебный график.

4.4. Учебный план.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ДИСЦИПЛИН, ПРАКТИК, НИРС ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


5.1. Учебно- методические комплексы дисциплин (модулей).

5.1.1. Рабочие программы дисциплин (модулей).

5.1.2. Методические материалы по организации и технологиям обучения для преподавателя.

5.1.3. Методические материалы по изучению дисциплины для студента.

5.1.4. Фонды оценочных средств и методики их применения для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

5.2. Учебно-методические комплексы учебной и производственной практик.

5.2.1. Рабочие программы практик.

5.2.2. Методические рекомендации.

5.3. Рабочая программа НИРС.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО Пр ООП.

6.1. Программа государственного экзамена.

6.2. Рекомендации по организации выполнения и оценки выпускных квалификационных работ.


1. ЦЕЛИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В области воспитания общими целями примерной основной образовательной программы бакалавриата являются:

формирование социально-личностных качеств студентов;

целеустремленности;

организованности, трудолюбия;

ответственности, гражданственности;

коммуникативности;

толерантности;

повышение их общей культуры.

В области обучения общими целями примерной основной образовательных программ бакалавриата являются:

подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего профессионального профилированного образования, позволяющего выпускнику успешно проводить разработки и исследования, направленные на создание и обеспечение функционирования автоматических и автоматизированных систем и средств регулирования, управления и контроля, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.


2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

исследование, разработка, подготовка и организация производства приборов и систем, основанных на использовании оптического излучения; элементная база оптотехники (оптика, оптико-электронная и лазерная техника; оптическая и лазерная технологии производства) и контроль оптических, оптико-электронных элементов, приборов и систем, материалов для их создания

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

взаимодействие электромагнитного излучения оптического диапазона с веществом;

разработка, создание, использование оптических, оптико-электронных, лазерных приборов, систем и комплексов;

технологии производства оптических элементов, материалов, приборов и систем;

лазерные технологии различного назначения;

элементная база оптической, оптико-электронной и лазерной техники;

программное обеспечение и компьютерные технологии в оптотехнике.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

научно-исследовательская;

проектная;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 200400 «Оптотехника» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

анализ поставленной задачи исследований в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных, патентных и других источников информации;

математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований, разработка программ и их отдельных блоков, их отладка и настройка для решения отдельных задач оптотехники, включая типовые задачи проектирования, исследования и контроля оптических приборов и лазерных систем, а также технологий их производства;


проведение оптических измерений и исследований различных объектов по заданной методике с выбором технических средств и обработкой результатов;

составление описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;

осуществление наладки, настройки, юстировки и опытной проверки отдельных видов оптических приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах;

проектная деятельность:

анализ поставленной проектной задачи в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;

участие в разработке функциональных и структурных схем на уровне узлов и элементов оптической, оптико-электронной и лазерной техники и технологий по заданным техническим требованиям;

расчет, проектирование и конструирование в соответствии с техническим заданием типовых систем, приборов, деталей и узлов оптотехники на схемотехническом и элементном уровнях с использованием стандартных средств компьютерного проектирования; проведение проектных расчетов и предварительное технико-экономическое обоснование проектов;

использование и применение конструкторской и технологической документации при анализе механизмов, приборов и взаимосвязи их узлов

применение современной элементной базы электротехники, электроники и микропроцессорной техники при разработке систем, приборов деталей и узлов оптотехники;

оценка технологичности и технологический контроль простых и средней сложности конструкторских решений, разработка типовых процессов изготовления, сборки, юстировки и контроля параметров механических, оптических, оптико-электронных и лазерных деталей, узлов и систем;

разработка и составление отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы;


участие в монтаже, сборке (юстировке), испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов оптотехники;

производственно-технологическая деятельность:

разработка технических заданий на конструирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией;

участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки оптического производства;

организация входного контроля материалов и комплектующих изделий;

внедрение технологических процессов производства, метрологического обеспечения и контроля качества оптических, оптико-электронных и лазерных систем, приборов, деталей, элементов и оптических покрытий различного назначения;

расчет норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, инструмента, выбор типового оборудования, предварительная оценка экономической эффективности техпроцессов;

организационно-управленческая деятельность:

участие в организации работы производственных коллективов;

разработка планов на отдельные виды проектных и конструкторско-технологических работ и контроль их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами,

оборудованием;

нахождение оптимальных решений при создании отдельных видов изделий оптотехники с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности;

установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов оптических, оптико-электронных и лазерных приборов и систем в процессе их изготовления;

размещение технологического оборудования, техническое оснащения и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам;


осуществление технического контроля и участие в управлении качеством производства изделий оптотехники, включая внедрение систем менеджмента качества;

контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным

документам.

[Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению и профилю подготовки ВПО на основе соответствующих ФГОС ВПО и ПрООП ВПО и дополняются с учетом традиций вуза и потребностей заинтересованных работодателей].

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Перечень требуемых компетенций выпускника вуза по данной образовательной программе

Результаты освоения ПР ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ПрООП ВПО выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владеть культурой мышления, (ОК-1);

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения (ОК-2);

способностью к работе в коллективе и к кооперации с коллегами, (ОК-3);

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

способностью находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-5);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);


способностью к личностному развитию и повышению профессионального мастерства (ОК-7);

способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-8);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые процессы и явления (ОК-10);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

способностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

способностью использовать один из иностранных языков в общении и профессиональной деятельности на уровне не ниже разговорного (ОК-13);

способностью предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности (ОК-14);

способностью применять средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15);

профессиональными компетенциями (ПК

способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);


способностью собирать и анализировать научно-техническую информацию по тематике исследования, учитывать современные тенденции развития и использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии в профессиональной деятельности (ПК-2);

способностью использовать компьютер как средство управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-3);

способностью к проведению эксперимента, к обработке и представлению экспериментальных данных (ПК-4);

способеностью использовать системы стандартизации и сертификации, осознавать значение метрологии в развитии техники и технологии (ПК-5);

способностью применять современные программные средства для разработки и редакции проектно-конструкторской и технологической документации, владеть элементами начертательной геометрии и инженерной графики (ПК-6);

способностью к расчёту и проектированию элементов и устройств, основанных на различных физических принципах действия (ПК-7);

готовностью владеть основными методами организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала и населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-8);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью к анализу поставленной задачи исследований в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных, патентных и других источников информации (ПК-9);

готовностью к математическому моделированию процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований, к разработке программ и их отдельных блоков, их отладке и настройке для решения отдельных задач оптотехники, включая типовые задачи проектирования, исследования и контроля отдельных узлов, приборов и систем, а также технологий их производства (ПК-10);

способностью к проведению оптических, фотометрических и электрических измерений и исследований различных объектов по заданной методике с выбором технических средств и обработкой результатов (ПК-11);


готовностью и способностью к составлению описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовке данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации (ПК-12);

способностью к наладке, настройке, юстировке и опытной проверке отдельных видов оптических, оптико-электронных и лазерных приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах (ПК-13);

в проектной деятельности:

способностью к анализу поставленной проектной задачи в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников (ПК-14);

готовностью к участию в разработке функциональных и структурных схем на уровне модулей узлов и элементов оптической техники по заданным техническим требованиям (ПК-15);

готовностью и способностью к расчету, проектированию и конструированию в соответствии с техническим заданием типовых систем, приборов, деталей и узлов оптотехники на схемотехническом и элементном уровнях, в том числе с использованием стандартных средств компьютерного проектирования (ПК-16);

готовностью и способностью к оценке технологичности и технологическому контролю простых и средней сложности конструкторских решений, разработке типовых процессов контроля параметров механических, оптических и оптико-электронных деталей и узлов (ПК-17);

способностью применять современную элементную базу, электротехники, электроники и микропроцессорной техники при разработке систем, приборов и узлов оптотехники (ПК-18);

готовностью к разработке, составлению и использованию отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы (ПК-19);

готовностью к участию в монтаже, наладке настройке, юстировке, испытаниях, сдаче в эксплуатацию опытных образцов, сервисном обслуживании и ремонте оптической техники (ПК-20);


в производственно-технологической деятельности:

способностью к расчету норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, инструмента, выбору типового оборудования, предварительной оценке экономической эффективности техпроцессов (ПК-21);

способностью к разработке технических заданий на конструирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией (ПК-22);

готовностью к участию в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки оптического производства (ПК-23);

способностью к организации входного контроля материалов и комплектующих изделий (ПК-24);

готовностью к внедрению технологических процессов производства, метрологического обеспечения и контроля качества элементов оптотехники различного назначения (ПК-25);

в организационно-управленческой деятельности:

готовностью к участию в организации работы производственных коллективов (ПК-26);

способностью к разработке планов на отдельные виды конструкторско-технологических работ и контролю их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием (ПК-27);

готовностью к нахождению оптимальных решений при создании отдельных видов продукции оптотехники с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности (ПК-28);

готовностью к установлению порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов оптических, оптико-электронных и лазерных приборов и систем в процессе их изготовления (ПК-29);

способностью к размещению технологического оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, расчету производственных мощностей и загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам (ПК-30);


способностью к осуществлению технического контроля и участию в управлении качеством производства продукции оптотехники, включая внедрение систем менеджмента качества (ПК-31);

способность к контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-32).

(Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной Пр ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, конкретизируются в соответствии с направленностью подготовки по данной ПрООП (профилю бакалавриата) и дополняются профессионально-специализированными (и при необходимости – иными) компетенциями в соответствии с целями и задачами ПрООП.)

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 200400 Оптотехника основная образовательная программа предусматривает изучение следующих учебных циклов:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

- математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл;

и разделов:

- физическая культура;

- учебная и производственная практики;

- итоговая государственная аттестация.

Каждый цикл имеет базовую (обязательную) часть, установленную ФГОС, и вариативную часть. Состав и трудоемкости дисциплин соответствующих циклов и разделов ООП представлены в таблице 1.

4.1. Структурно-логические связи содержания учебных дисциплин, практик, НИР образовательной программы

Перечень учебных дисциплин, практик, НИР образовательной программы, их трудоемкость и структурно-логические связи их содержания представлены в Таблице 1.

4.2. Соответствие формируемых компетенций и составных частей ООП

Связи между составными частями основной образовательной программы и формируемыми компетенциями выпускника представлены в Таблице 1.


4.3. Календарный учебный график

Календарный учебный график, отражающий распределение всех видов учебной работы студента по каждому учебному году на весь период обучения в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, приведен в Приложении 1, являющемся неотъемлемой частью ПрООП.

4.4. Примерный учебный план

Учебный план, отражающий распределение дисциплин по семестрам и последовательность их изучения, приведен в Приложении 2, являющемся неотъемлемой частью ПрООП.

Таблица 1

Структура ПрООП бакалавриата


Коды учебных
циклов, разделов,
дисциплин
(модулей),
практик

Название учебных циклов,
разделов, дисциплин
(модулей), практик

Планируемое содержание дисциплин (модулей), практик

Трудоем­кость
(зачетные единицы)

Структурно-логические связи содержания

Коды формиру­емых компетен­ций

Коды учебных дисциплин (модулей), практик (и их разделы)

на которые опирается содержание данной учебной дисциплины / модуля / практики

для которых содержание данной учебной дисциплины / модуля / практики выступает опорой


Форма обучения _____________очная_______________ Санкт-Петербург 2009 СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника. 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника. 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Перечень требуемых компетенций выпускника вуза по данной образовательной программе. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4.1. Структурно-логические связи содержания учебных дисциплин, практик, НИРС образовательной программы. 4.2. Соответствие формируемых компетенций и составных частей Пр ООП. 4.3. Календарный учебный график. 4.4. Учебный план. 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ДИСЦИПЛИН, ПРАКТИК, НИРС ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Учебно- методические комплексы дисциплин (модулей). 5.1.1. Рабочие программы дисциплин (модулей). 5.1.2. Методические материалы по организации и технологиям обучения для преподавателя. 5.1.3. Методические материалы по изучению дисциплины для студента. 5.1.4. Фонды оценочных средств и методики их применения для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 5.2. Учебно-методические комплексы учебной и производственной практик. 5.2.1. Рабочие программы практик. 5.2.2. Методические рекомендации. 5.3. Рабочая программа НИРС. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО Пр ООП. 6.1. Программа государственного экзамена. 6.2. Рекомендации по организации выполнения и оценки выпускных квалификационных работ. .

mpedagog.ru