Рекомендова учно-методическим советом университета 22




rekomenduemaya-literatura-1.html
rekomenduemaya-literatura-ashrabov-a-a-raupov-ch-s-osnovnie-opredeleniya-i-kolichestvennie-pokazateli-nadezhnosti.html
Уметь:


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕКННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Примерная программа дисциплины
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Рекомендована научно-методическим советом университета 22.05.2012 г.

для основных образовательных программ бакалавра и специалиста

(очная форма обучения)

Калининград 2012

1 Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Введение в профессию» является формирование представлений об области, объектах, видах и задачах профессиональной деятельности бакалавра (специалиста), его основной образовательной программе (ООП) в университете, условиях и результатах ее освоения, а также основ информационной культуры.
Задачи дисциплины:

- изучение основных понятий будущей профессиональной деятельности, раскрывающих сущность ее области, объектов, видов и задач;

- формирование необходимых для успешного освоения ООП знаний и мотиваций;

- получение первичных навыков работы с различными источниками информации, сбора, анализа и обобщения необходимых сведений и данных.

2 Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Введение в профессию» входит в состав вариативной части профессионального цикла ООП и изучается в первом семестре. При изучении дисциплины используются знания и навыки довузовской подготовки. Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, используются при дальнейшем освоении ООП.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции٭ (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО, :

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);


- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
____________________________________________________________________
٭ Перечень компетенций определяется ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности). В примерной программе приведены компетенции из ФГОС ВПО по отдельным направлениям подготовки.


- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

а также дополнительные к ним компетенции٭٭ :

- способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию;

- способен получать и обрабатывать информацию из различных источников, готов интерпретировать, структурировать и оформлять ее в доступном для других виде;

- способен понимать сущность образовательного процесса в университете, условия освоения выбранной образовательной программы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: область, объекты, виды и задачи будущей профессиональной деятельности, основные особенности работы по избранной профессии; структуру, основные требования и условия освоения ООП в университете; методику поиска научной и учебной информации (литературы);

Уметь: использовать полученные при изучении дисциплины знания для успешного и мотивированного освоения ООП; использовать источники информации для ее получения и анализа;


Владеть: навыками поиска, анализа и обобщения (в т.ч. с использованием современных информационных технологий) необходимой информации, использования основных понятий будущей профессиональной деятельности.

4 Структура и содержание дисциплины
Дисциплина изучается в первом семестре ООП. Общая трудоемкость ее – 4 зачетные единицы, т.е. 144 академических часа, в т.ч. аудиторные занятия (АЗ) – 44 ч., самостоятельная работа студента (СРС) – 100 ч. Аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.

____________________________________________________________________
٭٭ В качестве «дополнительных» компетенций можно привести компетенции, которые формируются при освоении дисциплины, но в соответствующем ФГОС ВПО отсутствуют.




п/п

Раздел

дисциплины

Недели семестра

Трудоемкость учебной работы по ее видам (ч.)

Формы текущей (промежуточной) и итоговой аттестации по дисциплине

АЗ

СРС

Всего

Лекции

ПЗ

1

Основная образовательная программа бакалавра (специалиста)

1÷3


4

4

4

12

Тест

2

Основы профессиональной деятельности бакалавра (специалиста)

5÷17

10

16

44

70

Проверка индивидуальных заданий

3

Основы информационной культуры

3÷7

-

10

16

26

Контрольная работа

Подготовка к экзамену и его сдача в период экзаменационной сессии







36

36

Экзамен

Итого по дисциплине

14

30

100

144




44


ПЗ – практические занятия

4.2 Теоретические занятия (лекции)




п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов


1

2

3

4

1

Раздел «Основная образовательная программа бакалавра (специалиста)»


4

1.1

Университет в системе высшего профессионального образования России

История университета, его структура. Система высшего профессионального образования (ВПО) России и Болонский процесс. Уровни и основные образовательные программы (ООП) ВПО. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ВПО и ООП университета. Компетентностно-ориентированные ООП.


2

1.2

Организация учебного процесса в университете

Структура ООП: учебный план и график учебного процесса, учебные циклы и разделы ООП, виды учебной работы студента и их трудоемкость (зачетные единицы и академические часы). Условия и аттестация результатов освоения ООП в университете.

Индивидуальная траектория освоения ООП. Научно-исследовательская работа студентов.

2

1

2

3

4

2

Раздел «Основы профессиональной деятельности бакалавра (специалиста)»٭

10

2.1

Общая характеристика профессиональной деятельности бакалавра (специалиста)


Область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности бакалавра (специалиста). Профили подготовки.

2

2.2

●●●

История, основные понятия и перспективы развития соответствующей области знаний и профессиональной деятельности.

Структура профессиональной отрасли, отраслевые предприятия, учреждения и организации, решаемые ими задачи. Примеры профессиональной карьеры выпускников вуза.

8

2.3

●●●

●●●




Итого




14


٭ Тематика и содержание раздела определяется спецификой направления подготовки (специальности).

По разделу 3 – «Основы информационной культуры» - лекционные занятия не предусматриваются.
4.3 Практические занятия




п/п

Номер

темы

Темы практических занятий

Кол-во

часов

Раздел «Основная образовательная программа бакалавра (специалиста)»

4

1

1.1

Ознакомление с нормативными документами университета (уставом, положениями о промежуточной аттестации, порядке отчисления студентов и т.п.).


2

2

1.1

Ознакомление с учебным планом и графиком учебного процесса ООП. Тестирование студентов по вопросам первого раздела дисциплины.

2

Раздел «Основы профессиональной деятельности бакалавра (специалиста)»

16

3÷10

2.1,

2.2,

...

Практические занятия и экскурсии по тематике второго раздела дисциплины, в т.ч. по подготовке докладов, информационных обзоров, аналитических отчетов и рефератов по профессиональной проблематике.




Раздел «Основы информационной культуры»

10

11




Информационная культура студента. Научная и учебная информация. Библиотека ФГБОУ ВПО «КГТУ».

2

12




Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Электронный каталог.

2

13




Профессиональная информация и Интернет-ресурсы. Электронные библиотечные системы.

2

14




Информационно-библиографический поиск и оформление его результатов

2

15





Контрольная работа по разделу.

2

Итого




30

4.4 Лабораторные занятия (работы) – не предусмотрены.
4.5 Самостоятельная работа студента (СРС)




п/п

Виды (содержание) СРС

Кол-во часов

Формы контроля (аттестации)

1

Освоение учебного материала, подготовка к практическим занятиям

36

●Тест

●Контрольная работа

2

Выполнение индивидуальных заданий (подготовка доклада, обзора, отчета, реферата и т.п.)

28

Проверка результатов выполнения заданий

3

Подготовка к экзамену и его сдача

36

Экзамен

Итого

100






Виды, количество и тематика индивидуальных заданий определяются в рабочей программе дисциплины в соответствии со спецификой направления подготовки (специальности) и с учетом установленной трудоемкости выполнения их.

5 Образовательные технологии


Лекционные занятия проводятся по первым двум разделам дисциплины, практические – по всем трем. Лекции носят проблемный характер, на практических занятиях обсуждаются в интерактивной форме узловые вопросы дисциплины, рассматриваются примеры решения профессиональных задач, осуществляется контроль результатов освоения учебного материала. При проведении занятий используются демонстрационные материалы, документы по планированию и реализации ООП бакалавра (специалиста), организации образовательного процесса в университете, учебно-методические пособия по тематике дисциплины. На практических занятиях по основам информационной культуры используются современные информационные технологии для поиска и получения необходимой информации.

Знакомству с будущей профессиональной деятельностью способствуют экскурсии на предприятия, в учреждения и организации, в которых она реализуется.

По каждому разделу дисциплины в течение семестра осуществляется контроль формирования соответствующих знаний, умений и навыков – в виде тестирования (по тематике первого раздела), проверки результатов выполнения индивидуальных заданий (по тематике второго раздела), проведения контрольной работы (по третьему разделу).


6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, аттестации освоения дисциплины
По первому разделу дисциплины проводится тестирование. Тестовые задания ориентированы на проверку знаний студентов об ООП ВПО, по которой они обучаются, условиях ее реализации, требованиях к результатам освоения ООП.

По второму разделу студентами выполняются соответствующие индивидуальные задания (по подготовке рефератов, информационных обзоров, аналитических отчетов, докладов и т.п.) по проблематике будущей профессиональной деятельности.

По третьему разделу проводится контрольная работа, задания по которой предусматривают проверку знаний, умений и навыков по поиску и получению информации из различных источников.

Экзаменационные вопросы и задания предусматривают итоговую аттестацию по дисциплине в целом.


7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) Основная литература:

1. Учебные, учебно-методические и методические пособия по основам и отдельным аспектам профессиональной деятельности.

2. Моргачева Л.О. Основы информационной культуры: учеб.-метод. пособие. - Калининград, 2012. – 37 с.

б) Дополнительное информационное обеспечение дисциплины:

1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).

2. Учебный план подготовки бакалавра (специалиста).

3. Устав ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет».

4. Положение о промежуточной аттестации студентов ФГБОУ ВПО «КГТУ».

5. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ФГБОУ ВПО «КГТУ».

6. Положение о порядке отчисления студентов из ФГБОУ ВПО «КГТУ».

7. ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическое описание документа. – М., 2004.

8. ГОСТ Р 7.05 – 2008. Библиографическая ссылка. – М., 2008.


8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
При освоении дисциплины используется материально-техническая база выпускающей кафедры.

Практические занятия по основам информационной культуры проводятся с использованием персональных компьютеров, обеспечивающих доступ к электронному каталогу библиотеки университета, электронным библиотекам, информационным Интернет-ресурсам. При выполнении заданий по основам профессиональной деятельности также используются современные информационные технологии и средства.

_____________
Авторы программы:

- Гудков А.Л., проректор по учебно-методической работе университета, к.т.н., доцент;

- Моргачева Л.О., заведующая справочно-информационным отделом библиотеки университета.
Рецензенты:

- Устич В.И., проректор по учебной работе, к.т.н., доцент;

- Вареницына М.В., директор библиотеки университета.


п/п дисциплины Недели семестра Трудоемкость учебной работы по ее видам (ч.) Формы текущей (промежуточной) и итоговой аттестации по дисциплине

mpedagog.ru